Кремль хочет объединить оккупированные территории Украины в новый федеральный округ в составе России. Речь идет о Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областях. Так утверждают три источника "Медузы". По данным издания, управлять округом назначат людей из команды замглавы кремлевской администрации Сергея Кириенко. Как отмечает "Медуза", округ должен появиться после того, как в этих украинских областях пройдут "референдумы" о присоединении к России.
Созданием округа занимается заместитель руководителя департамента администрации президента по обеспечению дел Госсовета Борис Рапопорт. В Кремле его называют "кризисным менеджером". По словам собеседников "Медузы", сейчас Рапопорт занимается подбором кадров для работы в администрациях так называемых "ДНР" и "ЛНР", а также в назначенных Кремлем "военно-гражданских администрациях" в Херсонской и Запорожской областях Украины.
О ситуации мы поговорили с избранным мэром Мелитополя Иваном Федоровым.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
— Вы на этой неделе говорили о том, что в Мелитопольском районе россияне оставили много блокпостов. Мэр Херсона Игорь Колыхаев говорил, что перед визитом Кириенко в Херсоне, наоборот, блокпостов стало намного больше. Но Кириенко приезжал и в Мелитополь. Чем вы можете это объяснить: почему там блокпосты опустели?
— Я говорил, что в Мелитопольском районе и в селах Мелитопольского района блокпосты опустели, а в самом городе Мелитополь они как были, так и остались. И действительно, во время визита Кириенко были [предприняты] дополнительные меры безопасности: например, через центральную площадь Победы в городе Мелитополь был ограничен не только проезд, но и проход на время, когда этот гастролер присутствовал на территории нашего временно оккупированного города.
Тем не менее в укрупненном Мелитопольском районе большое количество сел осталось без рашистов, без российских военных. И это связано с тем, что наши героические Вооруженные силы Украины дают жестокий отпор им в херсонском направлении, поэтому в Херсон были переброшены даже неподготовленные военнослужащие с блокпостов. Переброска ведется, ротация ведется.
— А вы можете примерно оценить, сколько личного состава россияне на этих блокпостах держали? Сколько личного состава они сейчас перебросили в Херсонскую область, по-вашему?
— Я думаю, что речь идет о нескольких тысячах вооруженных лиц.
— Несколько тысяч людей были на блокпостах в Мелитопольском районе?
— Это Мелитопольский район, Приазовский район, Приморский район – везде произошла ротация. Где-то вообще позиции были брошены, а где-то существенно опустели.
— Но это значит, что наступления ВСУ в Запорожской области российские оккупационные власти не ожидают?
— Я думаю, что это совершенно не связанные вещи, потому что наступление Вооруженных сил Украины точно будет. А на сегодняшний день у них более тяжелые позиции в Херсонской области, поэтому туда и передвинулись. Сегодня мы четко понимаем, что если три месяца назад второй этап войны был начат с превосходства российских войск: примерно на одного солдата Украины было от 15 до 20 солдат Российской Федерации. То на сегодняшний день благодаря той беспощадной работе, которую с врагами провели наши вооруженные силы, в нашем направлении силы примерно сравнялись.
Поэтому точно наступление и освобождение наших территорий Вооруженными силами Украины будет. Я думаю, что вопрос идет в неделях или максимум в месяцах. Но Вооруженные силы Украины точно к этому готовятся. И когда на это будет приказ, они его выполнят. И я уверен, что нам удастся достигнуть освобождения наших городов.
— Сейчас Кремль очень активно заговорил про подготовку к "референдумам" в Херсоне и Мелитополе. Как вы думаете, почему они стали так торопиться с этими "референдумами"? И вообще согласны ли вы с моей такой оценкой?
— Давайте посмотрим в историю 2014 года. Когда они временно оккупировали наш Крым, у них была задача – провести "референдум", и желательно провести его как можно быстрее, а еще желательнее его не проводить и нарисовать, подложить какие-то бумаги и назвать это "референдумом". Точно так же они пытаются сделать и на территории Запорожской и Херсонской областей – провести какое-то фейковое голосование. Они четко понимают, что настроения людей категорически против Российской Федерации: даже под дулом автомата они не проголосуют. Но есть и еще ряд проблем.
Проблема номер один – Запорожская область ими не захвачена. Захвачены определенные территории, но этого недостаточно для того, чтобы сказать, что Запорожская область будет в составе какого-то округа. Та же ситуация с Херсонской областью.
Могут ли они провести фейковый "референдум"? Да они могут все что угодно провести. Они гастролируют по территориям, которые временно оккупировали, и могут назвать как угодно то, что они захотят сделать. Но абсолютно точно это не остановит ни Украину, ни наших партнеров из Европейского союза и других союзников от освобождения наших территорий. Они спешат провести для того, чтобы пропаганда очередной раз сказала, что у них есть большая поддержка населения. Но население даже никто спрашивать не будет.
— Есть версия, что они стали торопиться в ожидании контрнаступления. Условно, нужно успеть до того момента, как Украина получит оружие в достаточном количестве, включить эти территории в состав России, объявить об этом, чтобы потом заявлять, что Украина атакует российскую территорию.
— Они же могут объявить все что угодно – мы не можем запретить им объявлять. Они могут сказать, что часть Беларуси – это Россия, или что часть стран Европейского союза – это тоже Россия. Они могут объявлять все что угодно, но это точно не остановит движение государства Украина, Вооруженных сил Украины к освобождению своих территорий. А спешат они, чтобы в очередной раз пропагандистски своей псевдодипломатией сказать, что "люди нас там поддерживают".
Но все же видели сопротивление с первых дней второго этапа войны – с 24 февраля. Все видели сопротивление, все видели многотысячные митинги против России. Поэтому невозможно на сегодняшний день перекрыть то противостояние, которое показывают наши жители, то сопротивление, которое показывают наши жители, каким-то фейком, который они назовут "референдумом". Это не сработает. Никто на это даже не будет обращать внимание. Единственное – санкции это усилит. Но тогда до мозгов россиян начнет доходить, что их руководитель полностью сошел с ума.
— Мы знаем, что из Херсона после оккупации выехали около половины жителей. А какие данные по Мелитополю?
— У нас есть четкие данные, которые мы сверяем из трех источников. Первый и самый важный – это количество трафика по сотовой сети. В городе Мелитополь регулярная численность была 150 тысяч населения, на сегодня осталось 70 тысяч. Больше половины уже выехало из временно оккупированного города Мелитополь. И выехали по следующим причинам: небезопасно, полноценный российский террор, издевательства рашистов над мирными жителями, убийства мирных жителей. Такие факты есть и в Мелитополе в том числе. Поэтому люди выезжают и будут выезжать. Но вместе с нашими вооруженными силами они вернутся и отстроят город.