Скандал в украинском Музее жертв Голодомора: издание "Бабель" рассказало подробности конфликта директорки, коллектива и министерства

В апреле 2023 года суд первой инстанции принял решение восстановить в должности директорку Национального музея жертв Голодомора Олесю Стасюк, уволенную в июне 2022 года. Она известна, в частности, тем, что вместе с генералом-лейтенантом СБУ Николаем Герасименко в 2021 году опубликовала книгу, в которой назвала новую цифру жертв Голодомора – 10,5 миллионов украинцев, что почти в три раза больше официально принятых данных (около 3,9 миллиона жертв по данным Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины). Позицию Стасюк и ее соавтора раскритиковали многие ученые в Украине. Впоследствии выяснилось, что внутри коллектива музея также назрел конфликт с директоркой – он касается как научной работы, так и трудовых отношений. После восстановления Стасюк по работе через суд сотрудники выступили с открытым письмом.

В том, что происходило в музее последние семь лет, попыталось разобраться украинское издание "Бабель" – журналистам удалось побеседовать с сотрудниками музея, которые впервые согласились говорить открыто. Настоящее Время рассказывает главное об этой истории.

Признание Голодомора геноцидом и создание музея

Голодомор украинцев 1932-1933 годов признали геноцидом на законодательном уровне в 2006 году, а в 2010 году Апелляционный суд Киева постановил, что геноцид спланировал Сталин вместе с руководством Советского Союза. Именно в этом решении суда указали количество погибших – 3 миллиона 941 тысяча человек.

Идея создать мемориальный комплекс жертв Голодомора возникла еще во времена президентства Леонида Кучмы. В 2002 году он подписал указ об оказании почестей памяти жертв Голодомора, но сам музей построили уже при следующем президенте Викторе Ющенко. В августе 2009 года открыли первую очередь музея, где установили памятники ангелов и девушки, которая держит пять колосьев, – напоминание о советском законе "О пяти колосках" (также известный как закон "О трех колосках"), по которому крестьян приговаривали к десяти годам заключения за хищение колхозного имущества. Строительство второй очереди музея заморозили, когда в 2010 году новым президентом стал пророссийский кандидат Виктор Янукович: он даже на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге выступил против признания Голодомора геноцидом.

До 2015 года Музей жертв Голодомора возглавлял Виктор Диденко – артиллерист и полковник в отставке, у которого не было опыта музейной работы. Когда новым президентом Украины стал Петр Порошенко, министр культуры Вячеслав Кириленко уволил Диденко и на его место назначил Олесю Стасюк – кандидата исторических наук, учительницу музыки и украиноведения по образованию. Ее порекомендовал тогдашний глава Института национальной памяти Владимир Вятрович, с которым они вместе работали в Общественном комитете по увековечиванию памяти жертв Голодомора на должности исполнительного секретаря. Руководитель отдела музеев Минкультуры Василий Рожко также был уверен, что Стасюк достойная кандидатка: "Мне казалось, что иногда человек вне музейной сферы может сделать много интересного. Олеся делала много интересных выставок по теме Голодомора", – сказал он изданию "Бабель".

Сотрудники вспоминали, как в первый рабочий день Стасюк не смогла попасть в музей через дверь: предыдущий его директор Виктор Диденко закрыл дверь на ключ, заперся в кабинете, а также требовал, чтобы музейщики уволились вместе с ним. Один из сотрудников бухгалтерии открыл окно, нового директора подсадили, и она попала на новое рабочее место через окно. В музее Олеся Стасюк проработала до лета 2022 года.

Часть премии относили начальнице

К 2019 году при музее создали Международный благотворительный фонд развития музея, который должен был привлекать негосударственные средства для основной экспозиции музея. Его возглавила Леся Гасиджак, работавшая со Стасюк. Также в музее появился Институт исследования Голодомора – один из отделов музея и общий штат двух учреждений расширился до 69 вакансий. Стасюк как директор музея добилась, чтобы сотрудникам повысили зарплаты. Ставку каждого работника умножили на самый высокий коэффициент из возможных – 3,7. Если раньше оклады были около 2-10 тысяч гривен (до $270), то стали от 8 до 40 тысяч (до $1000). В дополнение к зарплатам директорка выписывала сотрудникам и себе большие премии, сообщает "Бабель", ссылаясь на полученные от сотрудников сведения: так, в 2019 году Стасюк получила две премии на сумму 200% оклада, премии других сотрудников доходили до 1300% оклада.

Бывшая заместитель Стасюк Ирина Батырева вспоминает, что ее первая зарплата была в разы больше, чем она ожидала. Но говорит, что Стасюк попросила ее вернуть часть денег, так как это, по ее словам, были средства, сэкономленные за счет открытых вакансий. Стасюк объяснила, что якобы разбрасывает остаток зарплатного фонда между "своими людьми", чтобы купить в музей компьютеры. Так Ирина Батырева носила часть зарплаты своей начальнице около двух лет.

О такой практике – относить часть премий директорке музея – изданию "Бабель" рассказали на условиях анонимности еще два сотрудника. "Она всегда аргументировала, что это на нужды музея – то на дизайнера, то на фотоаппарат. Я сначала думал, почему бы и нет, но со временем понял, что это происходит каждый месяц. Мой коллега уволился из-за этого. Мы хотели, чтобы к нам уже прислали хоть какую-то финансовую проверку и остановили это, но ничего такого не было", – говорит один из сотрудников.

"Нужна красивая цифра": споры о количестве жертв

Поговорившие с изданием на условиях анонимности сотрудники сказали, что часть отданных ими премий предназначалась для создания аудиогида (им якобы говорила об этом сама директорка). Согласно документации, аудиогид появился в музее благодаря благотворительной помощи генерал-лейтенанта СБУ Николая Герасименко. Герасименко еще в Советском Союзе окончил высшие курсы КГБ и стал следователем, а с 1992 года работал в СБУ. Он курировал дело против организаторов Голодомора, в ходе расследования которого в 2010 году появились данные о 3,9 миллиона жертв. Сотрудники музея говорят, что с 2020 года Герасименко приходил в музей каждый день, раздавал им задания и говорил о связях в СБУ.

Дело в том, что еще в октябре 2019 года музей обратился в СБУ с просьбой установить исполнителей Голодомора. Следователи открыли уголовное производство. Из всех собранных документов Герасименко и Стасюк составили книгу "Геноцид украинцев 1932-1933 по материалам досудебных расследований". Именно там они впервые обозначили новую цифру – по их данным, жертвами Голодомора стали 10,5 миллионов человек. Экспертизу подписали 19 авторитетных ученых, среди которых профессор и историк Владимир Сергийчук, правовед Владимир Василенко и президент Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман. Первая заместительница Стасюк Ирина Батырева вспоминает, что во время работы над исследованием для книги Герасименко говорил, что "нужна красивая цифра" – семь, десять или даже пятнадцать миллионов погибших. Батырева объясняет, что "больше 10,5 сделать не смогли, так как данных не хватало".

Книгу представили на форуме "Массовые искусственные голоды: помним, чтим". Несколько научных учреждений и ученые выступили против того, чтобы считать результаты нового подсчета научно доказанными, и указали на фальсификации. "Всех возмутило то, каким методом продвигалась эта цифра – не предметом для научной дискуссии, а насаждением. Только так и не по-другому", – говорит директор Института национальной памяти Антон Дробович.

Бывший глава Института национальной памяти Владимир Вятрович вспоминает, что еще в 2018 году на форум к 85-й годовщине Голодомора хотели пригласить американскую исследовательницу Энн Эпплбаум, которая написала книгу "Красный голод. Война Сталина против Украины". Но директорка Музея жертв Голодомора выступила против. "Стасюк атаковала Эпплбаум, потому что у нее в книге не было написано, что погибли десять миллионов человек. Все, кто называл меньшие цифры – 3,9 миллиона, – были недостаточными патриотами. Нужно было говорить о семи или десяти миллионах жертв", – говорит Вятрович.

Директор Института национальной памяти Антон Дробович изучил документы, на основании которых музей заявил о 10,5 миллиона жертв, и говорит, что нашел в них много манипуляций со статистикой. Например, если в какой-то из более ранних работ было написано, что жертв было от 5 до 7 миллионов, авторы книги использовали большую цифру. "Фокусироваться исключительно на цифре погибших – ложный путь. Есть факт – это был геноцид, погибли миллионы людей. Точка", – говорит Дробович.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Открытые архивы и декоммунизация очень злят Путина". Как украинские историки воюют, помогают фронту и работают во время войны

Позиция Николая Герасименко и Олеси Стасюк

Николай Герасименко сказал изданию "Бабель" в ответ на запрос об интервью, что не доверяет журналистам и что, по его мнению, все, кто не соглашается с новым количеством жертв, – это "пятая колонна", продвигающая "московские нарративы". Он также считает, что в будущем число жертв Голодомора может возрасти и до 21 миллиона. Он не отрицает, что в 2019-2021 годах часто бывал в музее, но категорически не согласен с обвинениями в том, что он якобы запугивал сотрудников: по его мнению, этим как раз сейчас занимается и. о. директорки Леся Гасиджак и замминистра культуры Катерина Чуева.

Олеся Стасюк отказала в комментарии изданию "Бабель" и пока никак не прокомментировала вышедшую статью другим СМИ.

Кризис в музее

После форума, на котором презентовали книгу Стасюк и Герасименко, музей действительно стали серьезно критиковать в Министерстве культуры и информационной политики Украины. По словам Леси Гасиджак, в ноябре 2021 года в министерстве организовали рабочее совещание, где Олесю Стасюк попросили разъяснить, почему она от имени национального музея продвигает тезис о 10,5 млн жертв, а оппонентов обвиняет в антиукраинской позиции. Стасюк не объяснила это, так как ушла на больничный и с тех пор не приходила на работу. При этом экспозиция с новыми данными была представлена в Музее Голодомора до апреля 2022 года.

В итоге в июне 2022-го министерство уволило Стасюк. В приказе указали, что она "ненадлежащим образом продвигала признание авторитета музея на государственном и международном уровнях". Бывший глава Института национальной памяти Владимир Вятрович теперь считает, что зря рекомендовал Стасюк на должность директора, так как идея пересчета жертв Голодомора ее настолько увлекла, что стала навязчивой. Стасюк ответила, что добросовестно выполняла обязанности директора, а уволили ее в то время, когда она представила новейшие исследования.

Исполнять обязанности директора министерство культуры назначило Лесю Гасиджак. По словам Гасиджак, репутация музея пошатнулась и некоторые исследователи отказываются сотрудничать с музеем, так как не хотят с ним ассоциироваться. На конкурс на должность директора Института исследований Голодомора также не откликнулся ни один человек. Из-за полномасштабного вторжения годовой бюджет музея уменьшили примерно на треть, а сотрудники работают неполную рабочую неделю без премий. В это же время есть вероятность того, что Олеся Стасюк снова займет место директора музея. Суд, постановивший ее восстановить, пришел к выводу, что приказ об увольнении был неправильно оформлен.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Ели сорняки, ветки, кору деревьев. Корни лопуха были деликатесом". Рассказы украинцев, переживших Голодомор и раскулачивание 30-х годов