"Страшно, но живем. Обстрелы каждый день". Репортаж из Никополя: от оккупированной ЗАЭС в Энергодаре его отделяет река Днепр

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Репортаж из Никополя: от оккупированной ЗАЭС в Энергодаре его отделяет река Днепр

Запорожская атомная электростанция расположена на левом берегу Днепра в Энергодаре, сейчас оккупированном. О ней много говорят в новостях, особенно в контексте мирных переговоров. В Никополе – он на противоположном берегу реки – всегда следят за электростанцией, потому что находятся рядом. Город имеет специальные предписания, как поступать и как эвакуироваться в случае чрезвычайной ситуации.

Попасть в Никополь – редкая возможность для журналистов. На противоположном берегу Днепра российские войска. Улицы города почти пустые, по нему только что вели артобстрел. Детектор дронов предупреждает о беспилотниках-камикадзе.

Местные жители внимательно реагируют на сигналы тревоги. Российский снаряд может прилететь в любой момент. Недавно в городе произошла очередная трагедия: 31 января в результате обстрела погиб игрок футбольного клуба "Никополь" Влад Стрельчук.

"Вот где погиб молодой парень, где ранено шесть человек, это было среди белого дня, – показывает глава Никопольской районной военной администрации Иван Базылюк. – Повреждено это кафе. Здесь Rozetka у нас – интернет-магазин. И именно сюда он приехал. Он занимался небольшим бизнесом, приехал получать посылку этот парень, 31-летний, и именно здесь он погиб. Здесь достаточно оживленное место, поэтому на то время достаточно было людей. Люди также приехали получать сюда посылки, и именно сюда прилетело".

В день, когда погиб футболист Влад Стрельчук, раненым после обстрела помогала предпринимательница Анна. Пострадавшие прятались в ее кафе. На ступеньках еще видны следы крови. "Мы восстановились. Звонили друзья, все прибежали, все помыли, почистили, заколотили двери, стекло вынесли. Сегодня мы уже работаем", – говорит Анна.

По данным главы местной администрации, с 2022 года от российских обстрелов в Никопольском районе погибли 155 гражданских людей. Больше 1200 человек были ранены.

— Сколько раз в день может включаться тревога?

— Это десятки, иногда это и восемьдесят, и сто раз, это достаточно много. В целом по Никопольскому району достаточно много, – отвечает Иван Базылюк.

Над дорогами в центре города натянуты антидроновые сети. Риск ударов FPV-дронов очень высок, как и риск артиллерийского обстрела, поэтому возле каждой остановки есть укрытия из габионов (укрепления из сеток и камней), куда люди могут спрятаться в случае неожиданного обстрела. Габионы укрывают от осколков, сеть должна спасти от FPV-дронов.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Мира хочется. И тепла немного". Как живет город у линии фронта в Украине, где нет отопления и света, но остаются люди

Местные жители рассказывают, что перемещаются по городу чуть ли не перебежками.

"Я никуда не выезжала, работаю рядом, вот в "Авроре". Дети вместе, страшно, но живем. Обстрелы каждый день. А где не страшно?" – говорит горожанка Людмила. "Конечно, очень страшно. Бегаем так с перебежками, если можно так сказать. Из дома выбег – быстренько в АТБ и на работу, больше никуда не ходим. Потому что невозможно выйти, вы же видите, что творится. Ситуация очень сложная. Надеемся, что будут переговоры и что-то будет позитивное", – рассказывает жительница Никополя Ольга.

Местные власти заявляют, что делают все возможное, чтобы город и район продолжали функционировать. Продолжает работать и бизнес. Владислав Петров недавно открыл кафе: "Мы, как предприниматели, платим налоги, и мы должны создавать условия, чтобы людям было комфортно, чтобы они всегда могли прийти к нам, выпить чашечку вкусного кофе, присесть и отдохнуть от этой обстановки".

Перебои с электричеством из-за обстрелов в городе тоже есть. Но, как объясняют местные жители, не такие, как в Киеве. "С электричеством немного легче: мы же как зона активных боевых действий и прифронтовая зона, у нас нет графиков отключения, есть только аварийные отключения, когда есть повреждения и ремонтные работы", – говорит Владислав.

Тревога жителей растет после каждого российского обстрела, во время которого повреждаются линии электропередачи, обеспечивающие работу атомной электростанции.

"Есть так называемые дежурные чемоданчики на случай чрезвычайной ситуации. Люди знают первоочередные планы: что необходимо делать, и [какие брать] документы, и где собираться. Существует оповещение: центр оповещения, группы оповещения – то есть мы к этому готовы. Естественно, не дай Бог, не приведи Господь, но мы это все понимаем", – говорит глава администрации Иван Базылюк.

Пока мы снимали репортаж, по городу ударили шесть российских снарядов. Ивану сообщили, что одна женщина получила контузию.

Покидать родной город жители Никополя не хотят. Говорят – это их дом. Беспокоит судьба оккупированного Энергодара. "У меня как раз окна выходят на противоположную сторону. Я сама, кстати, родилась на противоположном берегу. Это моя родина. Мне очень жаль, что я теперь туда уже, наверное, никогда не попаду", – говорит Ольга. Но добавляет, что надеется на другое.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

"Вика была всегда на работе". Украинская журналистка Виктория Рощина рассказывала о жизни людей в оккупации – и погибла в российском плену"Каждый, у кого нет российского паспорта, – уже "террорист". За что в России судят сотрудников захваченной Запорожской АЭСПочему Россия остановила ЗАЭС и сократила количество персонала – объясняет эксперт по ядерной энергетике и безопасности Ольга КошарнаяМежду морем и взорванной ГЭС. Как прифронтовой Николаев больше двух лет живет без питьевой воды"Нервная система уже никудышная из-за этой войны". Репортаж Настоящего Времени о медиках в прифронтовых сёлах Украины – и их пациентах"Если ты спал, когда давали свет, – остаешься без еды и телефонов". Репортаж из Киева, где люди живут без отопления и электричества"Люди брошены, собаки брошены, коты брошены". Репортаж Настоящего Времени из Межевой Днепропетровской области, куда приблизился фронт