Российских студентов и школьников массово принуждают к установке "национального мессенджера" MAX. В школах учителя все чаще отказываются присылать в другие мессенджеры информацию о ребенке родителям, а также домашние задания ученикам. В отдельных вузах дело дошло до того, что в Max генерится QR-код для входа в здание, и если у студента нет этого мессенджера – на занятия он не попадет. К 19 декабря высшие учебные заведения России должны были отчитаться перед Министерством образования об успехах по внедрению государственного мессенджера – на него должны перейти все студенческие чаты.
Также в Max принудительно переводят домовые чаты, в которых есть информация от управляющих компаний. Госдума в декабре сразу в двух чтениях приняла поправки в Жилищный кодекс, обязывающие вести чаты многоквартирных домов именно в национальном мессенджере. Требуют устанавливать Max от своих сотрудников и руководители многих государственных или муниципальных структур. При этом принуждение к установке приложения в вузах нарушает сразу несколько статей Конституции, а также закон "Об образовании" и нормы трудового законодательства, отмечает правозащитный проект "По собственному желанию".
Проект Север.Реалии поговорил с несколькими жителями России о том, как их принуждали к установке "национального мессенджера".
Макс (Max) – российский кроссплатформенный мессенджер, который технологическая компания VK запустила в 2025 году через свою "дочку" ООО "Коммуникационная платформа". Его официально позиционируют как "национальный мессенджер" и пиарят на государственном уровне – одновременно с блокировкой или "замедлением" Telegram, WhatsApp и других иностранных мессенджеров. Власти России делают упор на удобство: на то, что в одном приложении россиянам будут доступны привычные чаты и звонки, доступ к госуслугам, цифровой ID и электронная подпись, платежи, мини-приложения и сервисы для бизнеса, а также коммуникация граждан с госорганами и образовательными учреждениями. Многие эксперты не без оснований считают Max небезопасным и незащищенным мессенджером, подконтрольным властям.
"Max стал последней каплей"
Оксана (имя изменено – ред.) на днях уволилась из государственного соцучреждения Санкт-Петербурга. Это произошло после того, как начальство попыталось заставить женщину установить на ее телефон "государственный мессенджер".
"Я давно хотела, это сделать, но Max стал последней каплей", – признается Оксана.
По ее словам, давление на сотрудников учреждения усилилось в начале ноября: им было сказано, что нужно установить на свои телефоны Max и удалить все остальные мессенджеры: это приказ сверху. Говорилось также "о каком-то документе, пришедшем прямо из администрации города, и что тихо саботировать приказ не получится: по документу. сотрудники без Max, мол, будут уволены", – рассказывает Оксана.
Петербурженка говорит, что не верила в то, что этот документ действительно существует. После этого ее вызвали к директору и действительно показали акт для внутреннего пользования, в котором это распоряжение было.
"Когда я попросила локальный акт, согласно которому я обязана установить определенный мессенджер, мне ответили отказом. На что я сказала, что и не буду тогда устанавливать. После этого незадолго до конца рабочего дня меня вызвали к директору учреждения. Она сказала, что "по большому доверию" показывает мне акт для внутреннего пользования, присланный из администрации, – рассказывает Оксана. – Там действительно было требование к определенному числу всех сотрудников перевести на Max и отчитаться об этом".
"Особенно вчитываться в этот канцелярит я не смогла, не знаю, какие там предлагались наказания за неустановку. По ощущению, от директора просто требовали 100% установки у сотрудников, любыми мерами", – говорит Оксана.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Россиян обязали заходить на "Госуслуги" через MaxПрочитав документ, Оксана сказала, что готова установить Max на отдельный телефон, но не свой личный. Директрису этот вариант устроил, потому что годился для отчета. Однако выделить сотруднице рабочий телефон она отказалась "из-за недостатка бюджета". После этого Оксану попытались убедить в том, что мессенджер безопасен, а те, кто его не установят, напротив "попадут на карандаш ФСБ":
"Разговор начался вообще с обсуждения того, почему я так упорно отказываюсь. Я сказала, что у меня вызывает сильные сомнения безопасность мессенджера, – пересказывает этот разговор Оксана. – На что мне была прочитала лекция о том, что вообще-то все соцсети под чьим-то колпаком: Whatsapp якобы читают американские спецслужбы, телеграм – французские, а еще всех их все равно читает ФСБ. Но: "Зато Max читает только ФСБ".
"Напоследок мне добавили, что если я так беспокоюсь за свою безопасность, то наоборот лучше установить Max, чтобы "не попасть на карандаш ФСБ", потому что отказников, мол, директор должна списком предоставить администрации города, – рассказывает петербурженка.
Алексей (имя изменено – ред.) – руководитель смены на одной из котельных в Санкт-Петербурге, его руководство также потребовало от него и других сотрудников установить приложение на личный телефон. Он из-за Max увольняться не стал – просто не поставил мессенджер, а начальству сказал, что поставил. По его словам, большинство его коллег поступили так же.
"Whatsap тормозит, Телеграм тоже будет тормозить, и те, кто работает либо самозанятым, либо в каких-то организациях, и им нужно как-то общаться друг с другом, они, скорее всего, будут переходить на Max, – рассказывает он. – Те, кто боятся разглашения своих данных, думаю, будут покупать какие-то гаджеты и с них выходить туда, новые почты заводить, чтобы не было ни Госуслуг, ни Сбербанка, ничего, – говорит Алексей. – Ну, как-то так все это отвратительно".
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Россия будет дальше обособляться от международного интернета". Как и зачем Роскомнадзор ограничивает Telegram и WhatsAppПравозащитники проекта "По собственному желанию" подчеркивают, что Трудовой кодекс России прямо устанавливает, что работодатель обязан сам обеспечить работника всем необходимым для работы оборудованием, ПО, средствами связи (ст. 22, 212 ТК РФ), а использование личного имущества работника – телефона, ноутбука, интернета – допускается только с его согласия и с обязательной выплатой компенсации за использование и износ, а также возмещением понесенных расходов (ст. 188 ТК РФ). Таким образом требование установить Max на личный смартфон прямо нарушает нормы Трудового кодекса.
"За отказ переходить в Max писать объяснительные"
На студентов российских вузов также оказывается давление с требованием установить Max. 10 ноября 2025 года Минобрнауки направило в высшие и средние специальные учебные заведения письмо, в котором был установлен контрольный срок для "регистрации организации в национальном мессенджере Max и заполнение мониторинга о текущем уровне использования национального мессенджера Max в организации" – 12 ноября.
К 17 ноября учебные учреждения были обязаны обеспечить создание чатов "академических групп и официальных каналов организаций в национальном мессенджере Max". А 19 декабря 2025 г., согласно письму, должно состояться "подведение итогов внедрения национального мессенджера":
Письмо из Министерства образования РФ в вузы о госмессенджере MAX
В документе из Министерства ничего не говорится про санкции в отношении студентов, котовые откажутся ставить себе на телефон "нацмессенджер" или не согласятся вступать в чаты, которые в нем ведутся. Однако установка приложения четко увязывается с государственным экспериментом по цифровизации студенческих билетов и зачеток. Он проводится с 27 апреля 2024 года по 31 декабря 2025 года и утвержден специальным постановлением правительства РФ от 20.04.2024 N 509 "О проведении эксперимента по формированию в электронном виде сведений о студенческих билетах и сведений о зачетных книжках граждан…". Смысл его в том, чтобы все учебные документы появились у пользователей в системе Госуслуг, а государство, соответственно, получило бы новую форму отчетности и контроля.
Участие в "цифровых зачетках" для "студентов колледжей и вузов, ординаторов и аспирантов" в письме Минобрнауки на данный момент определяется как "добровольное".
При этом вузы "внедряют" "национальный мессенджер" в телефоны своих студентов не добровольно, а принудительно. К 28 ноября 2025 года правозащитники проекта "По собственному желанию" получили 27 обращений из 26 вузов и других учебных заведений с жалобой на принуждение к регистрации в Max. Две трети из них были получены после 10 ноября, когда по вузам разошлось письмо из министерства.
- В Краснодаре студенты Кубанского государственного университета пожаловались, что кураторы и деканат требуют устанавливать приложение Max и переносить туда учебные чаты. В городских пабликах публиковали фото распоряжения декана, а студенты КубГУ рассказывают, что за отказ переходить в Max им придется писать "объяснительные".
- Ректор Национального исследовательского Нижегородского госуниверситета имени Н. И. Лобачевского Олег Трофимов публично объявил, что академические учебные группы университета переводятся в "отечественный мессенджер Max". В материалах региональных СМИ говорится, что учебные и рабочие чаты студентов и преподавателей ННГУ им. Лобачевского должны работать в Max, а дублирующие Telegram-группы со временем планируется отключить.
- В Москве, в Российском государственном гуманитарном университете, по сообщениям студентов и расследований независимых медиа, обучающихся массово заставляют устанавливать Max. Замдекана по учебной работе в одном из институтов РГГУ написала в общем чате, что это "требование ректората" и оно распространяется на все группы бакалавриата и магистратуры. Тех студентов, кто отказывается это делать, просят писать письменные отказы.
- В Воронежском техникуме пищевой и перерабатывающей промышленности студентам начали грозить недопуском к выпускному экзамену, если они не установят Max. Параллельно от кураторов групп, где в Max зарегистрировано меньше 15 человек, и.о. директора потребовал объяснительные записки "с указанием причин". Студенты рассказывают, что, по внутренней статистике, в мессенджере оказалось меньше 30% обучающихся.
- В Уральском государственном колледже имени им. Ползунова в Екатеринбурге студентов заставляли устанавливать Max под угрозой отчисления. Заведующая отделением собирала группы и требовала "прямо сейчас" подключиться к госмессенджеру, а тех, кто отказывался это делать, принуждали писать заявления об отчислении "по собственному желанию" или объяснительные. Позже областное министерство образования и руководство колледжа публично отрицали, что отсутствие Max может быть основанием для отчисления, но факты давления студенты продолжают описывать.
- В Иркутске студентам Байкальского государственного университета сообщили, что получить зачеты и сдать экзамены они смогут только после установки нацмессенджера. Руководство вуза на встрече со старостами групп заявило, что вся учебная информация теперь будет выкладываться только в Max.
- В Казани пошли еще дальше – старостам химического факультета Казанского государственного университета сообщили о планах привязать физический вход в вуз к нацмессенджеру. Пропуск-QR-код будет генерироваться для студента в Max. Пока об этом говорится как об эксперименте.
- В Пскове вместе с приказом об использовании госмессенджера в ПсковГУ, подписанным врио ректора Сергеем Николаевым, разослали инструкцию по созданию чатов академических групп в Max. В инструкции сказано, что администраторы чатов обязаны добавить в число участников чат-бот "Цифровой вуз" и наделить его правами администратора.
Многие студенты говорят, что готовы установить мессенджер, так как от них это требуют, но в реальности им мало кто пользуется:
"Я к нему отношусь нейтрально. У меня он установлен, я в нем зарегистрирован, но им не пользуюсь, – говорит студент ПсковГУ Алексей. – Другие люди также относятся нейтрально. В институте нас попросили перейти на этот мессенджер, думаю, это из-за того, что в городе у нас очень нестабильная связь, и из-за этого другие мессенджеры буквально не работают практически. Через них очень тяжело сидеть в чатах. А насчет ботов – у нас в нашем учебном чате их нету, поэтому по поводу них я, честно, сказать ничего не смогу".
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Все школьники и родители в Москве перейдут на национальный мессенджер Max
"Расширенный цифровой контроль"
Петиция, запущенная правозащитным проектом "По собственному желанию" (создан при поддержке ОВД-Инфо, оказывает бесплатную юридическую помощь работникам бюджетной сферы и студентам в РФ, чьи права нарушаются на работе или учебе) требует от Генпрокуратуры и Рособрнадзора провести проверку законности действий руководства образовательных учреждений и соблюдения прав учащихся в связи с принуждением к установке Max. Представители проекта подчеркивают, что такое давление нарушает и Закон об образовании, и Конституцию РФ, и Трудовой кодекс, отмечается в петиции.
Сотрудники проекта рассказывают, что задачу перевести всех на Max руководство высшего или среднего учебного заведения как правило делегирует старостам или кураторам групп. При этом употребляется лексика типа "надо", "необходимо", "обязательно", а также подчеркивается, что вся учебная и служебная информация отныне будет направляться "только туда". Эти угрозы незаконны.
"Прямые и явные угрозы вроде отчисления/увольнения или недопуска к экзамену бывают реже, – говорит представитель "По собственному желанию". – Как правило, звучат неясные фразы про "возможные проблемы", угрозы некими дисциплинарными мерами и создание ситуаций, в которых не установить Max просто невозможно. Например, администрация перестает отправлять расписание, даты экзаменов и другую важную учебную или рабочую информацию через прежние каналы (чаты групп в телеграм, например), переводя всю коммуникацию в Max".
"Еще один распространенный способ давления – ведение списков зарегистрировавшихся и постоянные напоминания тем, кого в этом списке нет, о том, что необходимо перейти в Max до такого-то числа", – рассказывает он.
Реакция студентов, по словам "По собственному желанию", на такое принуждение – разная. Кто-то просто игнорирует требование администрации вуза. Кто-то ставит Max для галочки, "чтобы отстали" – на старый телефон. Есть и те, кто не видит в этом ничего плохого и говорит: "удобно же, когда все сервисы в одном месте".
Помимо вузов и колледжей с принуждением к переходу на Max сталкиваются средние школы и детские сады – оттуда проект получил 14 обращений.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: В России с первого сентября 2025 года "национальный мессенджер" Max станет обязательным для предустановки на смартфоны"Сегодня учитель отказала моему ребенку в походе с классом в кино и отправила домой, пришел в слезах. Мне по телефону сказала, что нужно было ей в Максе подтвердить, что он идет. А я не подтвердила потому что он у меня не установлен. И сказала что если не нравится – переводитесь в другую школу!" – рассказала свою историю пользователь соцсети Threads Анастасия.
"В школах и детских садах паттерны принуждения похожи. Помимо перевода всей информации в Max, школьная администрация также может требовать от учителей общаться с родителями и учениками только через госмессенджер, – рассказывают правозащитники "По собственному желанию". – То же касается и проведения дистанционных занятий. Как сообщил нам один из доверителей, в электронном журнале появилась кнопка "начать урок в Max". Соответственно, не устанавливать мессенджер просто не получится".
Правозащитники говорят, что о ситуациях, когда угрозы привели к реальных нежелательным последствиям для студентов вуза или школьников, им известно мало.
"Однако двух наших доверителей – сотрудников бюджетных учреждений, руководство постоянным давлением и угрозами вынудило уволиться. Мы считаем, что это системная попытка сделать использование Max обязательным и нормализовать расширенный цифровой контроль над студентами, сотрудниками вузов и другими бюджетными работниками", – отмечают в "По собственному желанию".