Осужденные в России по делу о теракте на Крымском мосту обратились к Путину, Трампу и Зеленскому. Они просят обменять их или помиловать

Фигуранты дела о взрыве на Крымском мосту, фото Memorial

Восемь человек, граждане России, Украины и Армении, осужденные в России по делу о взрыве на Крымском мосту 8 октября 2022 года, опубликовали обращение к главам России, Украины и США, которые сейчас ведут переговоры о мирном соглашении по Украине, а также ко всем правозащитным организациям мира.

Предприниматели Артем и Георгий Азатьяны, Олег Антипов, Александр Былин, Владимир Злоб, Дмитрий Тяжелых, а также фермер Роман Соломко и дальнобойщик Артур Терчанян подчеркивают, что были приговорены в России к пожизненным срокам по сути только за то, что работали и занимались бизнесом и были "втемную" использованы украинскими спецслужбами. Они просят найти способ их освобождения — "через политические решения, помилование, включение в обмены или амнистию".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Просрали теракт, взяли первых попавшихся, чтобы отчитаться верховному". Кого посадили за взрыв на Крымском мосту

"Мы — восемь обычных людей. Водитель, логист, предприниматели. Те, кто каждое утро вставал, чтобы заработать на хлеб, оплатить квартиру, обнять детей. А теперь мы — "террористы" и приговорены к пожизненному заключению, к медленной, унизительной смерти в бетонных клетках российских колоний, — пишут осужденные по делу о взрыве на мосту. — Все мы были причастны к логистике обычного гражданского груза — строительной полиэтиленовой пленки. Позже выяснилось: внутрь рулонов было закамуфлировано взрывное устройство. Степень нашей вовлеченности — ровно такая же, как у таможенников, пропустивших груз, и как у погибшего при взрыве водителя".

"Кто-то из нас перегружал груз, кто-то вел машину, кто-то руководил складом. Но это не терроризм! Никто из нас не знал о взрывчатке. Никто не был вовлечен в организованную преступную группу. Никто не является агентом украинских спецслужб и не был посвящен в планы СБУ! — подчеркивают авторы обращения. — Но абсурдность обвинения, полное отсутствие доказательств нашего умысла, неустановленный мотив, и даже открытые заявления главы СБУ Василия Малюка о нашей непричастности и использовании нас "втемную" — ничто не помешало суду принять дело и вынести приговор".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Глава СБУ рассказал подробности взрыва на Крымском мосту в октябре прошлого года

Осужденные подчеркивают, что признаны политзаключенными "Мемориалом", но при этом не являются гражданскими активистами, военнопленными или украинскими заложниками.

"Мы словно выведены за скобки всех гуманитарных инициатив, — замечают они в этой связи. — Поэтому мы просим всех лидеров стран, участвующих в переговорах по мирному урегулированию между Россией и Украиной, всех причастных к гуманитарным вопросам и все правозащитные организации мира: обратите внимание на наши судьбы. Мы просим человечности. Мы хотим еще раз увидеть, как улыбаются наши дети, обнять жену, поцеловать мать, просто жить".

Юрист и правозащитник Сергей Давидис (он защищал в России Алексея Навального и сотрудничает с "Мемориалом") в разговоре с Настоящим Временем назвал осужденных по делу о взрыве на Крымском мосту "очевидными жертвами войны" в Украине. Он считает, что их обращение имеет юридический смысл и этих людей действительно можно включить в список на обмен России с Украиной или освободить после окончания войны — возможно при давлении США и в рамках обсуждения снятия санкций с Кремля.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Правозащитник Сергей Давидис об осужденных по делу о взрыве Крымского моста: "Пожизненное лишение свободы вообще ни за что"

"Я вижу перспективу и возможность включения таких людей в "мирное урегулирование" по Украине. Тем более, что мы видим, что нынешняя американская администрация приложила усилия для освобождения части белорусских политзаключенных и обещает дальше этим заниматься, и приложила усилия к освобождению венесуэльских политзаключенных. Надежда есть, — говорит Давидис. — Возможно, когда встанет вопрос о каком-то частичном снятии санкций с России, важно чтобы освобождение таких заключенных было непременным условием то хотя бы частичного снятия санкций".

"Ну или Украина проявит заботу о тех людях, которые из-за войны были лишены свободы в России", — замечает он.

Давидис согласен с аргументом, что восемь осужденных не виноваты в том, за что им дали пожизненные сроки в России.

"Изучив обвинительное заключение, изучив приговор, мы пришли к однозначному выводу, что эти люди не совершали того деяния, в котором их обвиняют. Собственно говоря, они это говорят сами, но их позиция подтверждается материалами дела. Приговор им абсолютно не аргументирован, — замечает юрист. — Учитывая, что наличие взрывчатки (в грузовиках) не определили на нескольких границах и на пункте контроля при въезде на мост, ожидать, что эти люди это могли определить каким-то образом, совершенно не приходится".

"Люди осуществляли перевозку товара, большей частью, а один человек вообще никак с ними не знаком, он всего лишь сим-карту предоставил в пользование, — подчеркивает Давидис. — Эти люди просто своим маленьким делом занимались, кормили свои семьи. И они совершенно очевидным образом оказались невольными жертвами этой войны и невольными жертвами диктатуры, которая сейчас, к сожалению, установилась в России. Они получили пожизненное лишение свободы вообще ни за что, просто потому что нужно были "стрелочники", нужно было назначить виноватых. И в этом смысле они тоже жертвы войны".

****

8 октября 2022 года на Крымском мосту произошел сильный взрыв, вызвавший обрушение двух пролетов автомобильной части моста и сильный пожар железнодорожной части. Погибли пять человек: водитель грузовика, который, как выяснилось, вез взрывчатку, и четыре человека в легковом автомобиле, который ехал рядом. Российские следователи квалифицировали взрыв как "теракт". Путин обвинил в подготовке теракта украинские спецслужбы, а следствие назвало организатором взрыва главу Службы безопасности Украины (СБУ) Василия Малюка.

Сам Малюк рассказывал украинским журналистам, что над организацией взрыва работал лично он и еще два сотрудника украинской спецслужбы: взрывчатку им удалось провезти через российские таможенные сканеры, поместив ее в цилиндры-наконечники и обмотав их целлофановой пленкой. В Россию груз привезли из Одессы через Болгарию, Армению и Грузию, подменив документы.

"Рулонами забили целый контейнер – их суммарный вес в тротиловом эквиваленте соответствовал 21 тонне", – рассказывал Малюк. Водителей и владельцев грузовика, а также многих других людей, по его словам, спецслужба использовала "втемную".

Все задержанные в России по делу о взрыве на Крымском мосту не признали вину и неоднократно заявляли, что не знали, что груз в грузовике был именно взрывчаткой.