Еда для духов, черный флаг и раздача вещей. Как поминают усопших в Кыргызстане

Похоронные традиции киргизов, как и других народов Центральноазиатского региона, сочетают в себе как исламские, так и доисламские верования, связанные в основном с тенгрианством, где помимо веры в безличного бога, признается культ матери природы, вера в жизненную силу и уважение к предкам, которые могут приходить к своим потомкам на помощь.

Радио Озоди рассказывает подробнее о традиции похорон в Кыргызстане.

Уровень скорби зависит от возраста покойного

"Киргизы делят свою жизнь на радостные события и на горести, стараются быть готовым к любым изменениям и делают все возможное, чтобы не пропускать ни одно мероприятие, связанное с изменением в жизни их близких", – рассказывает журналист из Кыргызстана Негмат Гиясов. По его словам, потеря жизни у киргизов, как и у любого другого народа, считается трагедией, но степень трагедии зависит от возраста умершего. Если умирает старый, долго проживший человек, то его смерть больше воспринимается как благо.

​Согласно древним традициям, когда умирает человек, через верхнее отверстие юрты выставляется флаг:

  • красного цвета, если погибший – молод,
  • черного – если умер человек среднего возраста,
  • белого – если усопший является пожилым.

Таким образом, дается знак гостям, которые собираются посетить похороны. Сейчас к этой традиции прибегают редко. Вместо флага на юрте обычно ставится фотография покойника.

На севере умершего оплакивают в юрте три дня, на юге – один

По традиции, тело обязательно переносят в юрту, где могут находиться только женщины, которые исполняют традицию оплакивания (песни "кошок").

Когда гости подходят к дому погибшего, мужчины идут впереди женщин и начинают громко плакать, выражая свое горе по умершему. "На севере страны умершего человека оплакивают в юрте 3 дня перед захоронением, на юге, из-за большего влияния ислама, тело хоронят в день его смерти", – говорит историк Салайдин Иралиев. По его словам, первоначально тело задерживали для того, чтобы все родные успели приехать и попрощаться с ним, однако постепенно это вошло в традицию.

Согласно древним традициям, если умирает мужчина, то жена, когда оплакивает мужа, обычно расплетает свои волосы и надевает черную одежду. Собирать волосы ей разрешают только на седьмой или сороковой день. Однако сейчас эта традиция уже не соблюдается.

Если умирает молодой – это карма, и его вещи не раздают

Весь ритуальный процесс состоит из нескольких этапов: начинается оповещением о смерти, затем происходит переодевание вдовы в траурный цвет и начинается прием гостей. Траурным цветом, по словам историка Амантура Жапарова, на юге является синий, на севере – черный. После омовения покойника и оборачивания его в саван, происходят проводы умершего, которые заканчиваются процессом погребения.​

Широкое распространение имеет традиция раздачи личных вещей умершего человека. Если умирает женщина, раздают ткани размером 50 на 50 см. "Когда умирает человек, возраст которого выше пятидесяти, то это воспринимается как благо, его вещи раздаются, чтобы другие тоже прожили такую жизнь. Если погибает человек моложе пятидесяти, это считается кармой, и вещи в данном случае не раздаются", – объясняет Гиясов.

Если накормить духов, то это облегчает участь человека на том свете

Особое место в погребальном процессе занимает поминальная трапеза, которая начинается после похорон. Как говорит историк Амантур Жапаров, "по киргизским традициям нужно обязательно резать скотину. Если на севере страны больше отдают предпочтение конине, то в южной части режут быка. В обоих случаях мясо отдается гостям, которые посещают похороны". Кроме того, накрывается стол с едой, сухофруктами, разными сладостями и борсоками, которые затем также раздаются всем тем, кто посещает дом покойника.

В поминальной трапезе больше всего заложено уважение к культу предков. Несмотря на то, что этот процесс начинается и заканчивается чтением сур из Корана за упокой души погибшего, смысл традиции сводится к тому, чтобы накормить духов. Согласно поверьям, духи умерших предков покровительствуют оставшимся в живых родственникам, и они будут сытыми и довольными от устроенных в их честь трапез, так как питаются запахом приготовленных блюд. "Считается, что если накормить духов, то это облегчает участь человека на том свете", – объясняет историк Салайдин Иралиев.

Именно по этой причине, по словам историка, родственники умерших время от времени устраивают поминальные трапезы.

"Дети обычно откладывают деньги на похороны родителям"

В целом поминальный цикл у киргизов состоит из "трехдневки" (учлугу), "семидневки" (жетилиги), "сорока дней" (кыркы) и "годовщины" (аш). Все это сопровождается забиванием скота и приглашением многочисленных гостей. В последний день завершения траура (аза кийим которуу) родственники умершего снимают с себя вещи и сжигают их, оставляют перевернутыми все котлы, в которых готовилась еда, а изображение покойного отвозят на могилу. Только по окончании всех обрядов семья может вернуться к обычной жизни.

"Основные расходы на похороны ложатся на плечи детей. Родители, обычно живут с самым младшим сыном, но когда дети понимают, что возраст родителей наступает, то они начинают откладывать определенную сумму и готовиться к этому дню", – поясняет Гиясов. Также, по его словам, в финансовом и моральном плане стараются помогать родственники супругов.

В древности, как пишут некоторые источники, неотъемлемой частью похорон у состоятельных киргизов были конноспортивные состязания. Малые скачки устраивались в день похорон, а большие в день годовщины.

С ростом практикующих верующих некоторые старинные традиции стали исчезать, и люди больше обращают внимание на соответствие обрядов исламу. "Например, в Чуйской области, даже в тех семьях, где не практикуют ислам и придерживаются доисламских традиций киргизов, обязательно появляется мулла, который объясняет, как нужно правильно, с точки зрения ислама, провожать усопшего", – отмечает Гиясов.

Оригинал материала – на сайте Радио Озоди