"Шанс на жизнь". Как украинские волонтеры вывозят людей из окрестностей Купянска. Репортаж Настоящего Времени

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Украинские волонтеры вывозят людей из окрестностей Купянска. Репортаж Настоящего Времени

Российская армия наступает на Купянск. Согласно данным украинского аналитического портала DeepState, российские военные заняли несколько северных районов города. Украинские военные борются с диверсионными группами. В Купянске остаются до тысячи местных жителей. Эвакуация уже остановлена, город закрыт на въезд и выезд. Но из окрестностей волонтеры еще могут забрать тех, кто выбирается из Купянска пешком.

Евгений и Николай – волонтеры из Харькова. Они едут в район Купянска на бронированном автомобиле и по дороге объясняют, почему, рискуя жизнью, вывозят людей.

"Я сам из Балаклеи – города, который был под оккупацией, моя мама еле выехала, мне приходилось ехать под обстрелы ее забирать. Поэтому я, как никто другой, понимаю людей, которые находятся там". "Я много увидел, и понял, что если не мы, то больше никто не вывезет людей. Шанс на жизнь, хоть и маленький, но надо давать"

Заявок волонтерам поступает много, в основном – от родственников. Уже на полпути становится ясно, что забрать всех не выйдет: к некоторым домам уже не подъехать. Ситуация вокруг города меняется стремительно. Надев бронежилеты и вооружившись детектором дронов под названием "Чуйка", Евгений и Николай влетают в опасную зону: "Все, поехали, держись крепко! Камеру лучше на пол положи, она там хоть целой останется". По дороге получают предупреждение о том, что возле Осиново "висит" FPV-дрон. Переждав опасность, группа мчит на первую эвакуацию.

"Вы Лидия Владимировна? Эвакуация, за вами". – "Да нет, ну кто? Я не вызывала!" – "Ну вы же понимаете, дальше не так просто будет сюда заезжать. Вот люди ждут вон там, а мы туда поехать дальше не можем. Они просятся, а доехать не можем. Светлана Анатольевна – заявительница, ваша дочь, она вас встретит в Харькове". – "Это невестка. Ой, ну ее. Я ее не догоняю, ту невестку…"

"У нас отказ. Женщина не собрана, выезжать не хочет", – констатируют волонтеры и покидают опасное место.

"Вот такое бывает тоже. Какое отношение? Разочарование… Ты рискуешь жизнью, ты переживаешь за них".

"[Был] случай в Константиновке — дочь сняла видео: "Пожалуйста, мама папа, выезжайте, вот ребята привезут прямо ко мне". Они в ответ записали: "У нас все хорошо, не волнуйся, дочь, мы тут будем оставаться". Практика показывает, что скоро мы к ним опять приедем".

– А вы приезжаете на этот же адрес во второй раз?

– А почему нет?

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Это стратегический город, господствующие высоты". Репортаж Настоящего Времени из закрытого для гражданских Купянска

В безопасной зоне раздосадованные волонтеры пережидают авианалет и едут по следующим адресам. В какой-то момент детектор дронов "Чуйка" начинает часто пищать. Промчавшись через поле, волонтеры врываются в село возле стратегической для украинской армии переправы через реку Оскол. "В дом! Быстро, заходи-заходи…"

Здесь Евгения и Николая ждут Любовь Степановна и ее сын. Женщина со слезами закрывает хату. Говорит: ждала до последнего.

"Мы каждый раз решаемся… Но в воскресенье начали уже бить капитально. Утром было, в шесть часов. Вот это – три авиабомбы было. А вчера так вообще день страшный был", – говорит Любовь Степановна.

Ее сын следует за волонтерами на своем авто. В багажнике телевизор, собранные накануне вещи, еда. Возле сиденья – огнетушитель.

По дороге в броневик волонтеров садится еще одна местная жительница, Лидия. "Нету квартир, нету. Вот 31-й дом – там или бомба или еще что-то", – плача, говорит она.

Лидия уезжает практически без вещей. Увидела волонтеров и решила – это ее шанс. "Рассказывают же, что и привозят, и помогают, и обеспечивают жильем. И продуктами, и гуманитаркой. У меня знакомые в Харькове предлагают: едь, не бойся, ты не останешься одна", – рассказывает Лидия по дороге.

Всех эвакуированных привозят в Харьков. Здесь в специальном центре людей регистрируют, выдают помощь и, в случае необходимости, селят в шелтеры. В центре работают психологи, которые успокаивают людей. А волонтеры уже планируют следующую миссию: "Когда ты видишь эмоции людей, которых ты забираешь, они в отчаянии, то не хочется бросать. Хочется только больше-больше-больше [работать], чтобы побольше вывести".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

"Если обстрелы, то прячемся в лесопосадке". Как работают украинские фермеры на линии фронта"Божья милость, что мои дети живы". Жители Киева рассказывают о массированном ударе России в ночь на воскресенье "Квартиры покупают с надеждой, что все будет хорошо и цены вырастут". Как в Славянке и Краматорске работает рынок недвижимостиБПЛА за "килл-зоной". У российских FPV-дронов увеличилась дальность полета. Репортаж Настоящего Времени"Давно нет света и воды, а в небе постоянно российские дроны". В Днепропетровской области расширяют область эвакуации"Село разбомбили, школу, конюшню, кони живьем сгорели". Волонтеры эвакуируют жителей прифронтовых сел Днепропетровской области