Украинского военного Владислава Нагорного готовят к операции по восстановлению голоса. Мужчина потерял возможность говорить после пыток в российском плену. По его свидетельствам, российские военные перерезали ему горло и хотели убить.
Предупреждение: в материале описаны сцены насилия
Боец национальной гвардии Украины Владислав Нагорный описывает последние минуты жизни пленных из ВСУ. По его словам, российские военные их пытали, а потом казнили. Нагорного заставляли на это смотреть. Но рассказывает об этом не он сам, а его брат Евгений – Владислав говорить не может, а то что с ним произошло, описал на бумаге.
"Они их порезали, соответственно, и Владислава порезали, отрезали ему мочку уха, зуб вырвали плоскогубцами, перерезали горло и скинули в общую яму", – передает свидетельства бывшего военнопленного его брат.
Владислав чудом не погиб во время пыток. Уже в яме, когда российские военные засыпали мусором тела казненных, Нагорный нашел кусок стекла и освободил связанные руки. А потом пять суток добирался к позициям ВСУ.
"Поступил вызов: раненый, был в плену, перерезали горло, мы выехали. Я запомню этот случай на всю жизнь", – говорит Артем, фельдшер фонда "MOAS-Украина" .
"Когда только пришел запрос на эвакуацию, я немного не понял, как человек после такого сам дошел. Выжил, а потом сам дошел. Так нельзя говорить, что ему очень повезло, нет, ни в коем случае. Но ему очень повезло выжить. Он был как жертва маньяка: полностью повреждена трахея, часть мышц передней поверхности шеи и часть пищевода", – вспоминает Денис, врач-анестезиолог фонда "MOAS-Украина".
Сейчас Владислав может только писать в блокнот: просьбы, ответы на вопросы врачей и показания. Кто и как обращался с ним в плену.
"Одни взяли его в плен и передали другим. Как он говорит, это были зеки. Те, кто завели его в подвал. То что он видел – там тоже стояли парни, они уже были на коленях, связанные и много крови было", – рассказывает брат Владислава, Евгений.
Во время интервью журналистка украинской службы Радио Свобода попросила Владислава Нагорного прокомментировать новость о том, что Россия планирует выйти Европейской конвенции о предотвращении пыток.
"Какая может быть реакция, если у них на фронте отмороженные зеки", – написал он.
По словам правозащитника, директора Института стратегических исследований и безопасности Павла Лисянского, на оккупированных территориях и в России фактически уже снято табу на пытки украинских военнопленных.
"В Российской Федерации системно выстроены пытки украинских военнопленных, ломают как физически, так и психологически. Я знаю даже примеры, когда отправляют на принудительное психиатрическое лечение. Это тоже советские практики. И все эти заведения, они подконтрольны спецслужбам Российской Федерации. Это не может быть перегибом на местах", – говорит Лисянский.
По мнению правозащитника, ситуацию можно изменить путем переговоров. Для этого дипломаты должны отдельно обсуждать нормы обращения с военнопленными. Но такого диалога пока нет. Международные нормы обращения с комбатантами сейчас соблюдает только Украина. Максимум, о чем смогли договориться переговорщики во время встреч в Стамбуле, – обмены. В ожидании передачи украинской стороне в России солдаты и офицеры ВСУ находятся в пыточных условиях и подвергаются систематическому насилию.