История Русской службы Радио Свобода на Настоящем Времени. В пяти сериях

На телеканале Настоящего Времени стартовал пятисерийный проект об истории Русской службы Радио Свобода. Свободу не раз пытались закрыть. В документальном сериале "За Нашу Свободу" журналисты Русской службы Радио Свобода рассказывают, как работа редакции выглядит изнутри и вспоминают о времени, когда журналистика в России не была преступлением.

Премьера третьей серии состоится 30 ноября, в воскресенье, на YouTube-канале Настоящего Времени и на каналах видео-хостингов Русской службы Радио Свобода.

Премьера первой серии состоялась 14 ноября:

Вторая серия вышла 21-го ноября:

Редактор проекта Анна Мороз, режиссер Максим Миронов и продюсер Виктор Кулганек в интервью Ивану Толстому рассказали, откуда взялась идея и название документального сериала, почему находясь в Праге тяжело говорить о правах человека в России, и легко ли говорить честно о реформах внутри корпорации.


Ваш браузер не поддерживает HTML5

"Свобода вчера, сегодня, завтра". Журналисты телеканала Настоящее время сняли сериал в 5 частях о 30-летии работы Радио Свобода в Праге.

– Что было в основе идеи этого фильма? Чего вам хотелось? В чем заключался первый импульс?

Виктор Кульганек: Мы задумались ровно о том, о чем вы сейчас нас спрашиваете, и мы изменили концепцию фильма, потому что, как уже сказала и Аня, и Максим, изначально фильм назывался "Свобода в Праге", и мы думали, что это будут какие-то рассказы из истории, журналистские байки про то, как люди 30 лет работали. Но мы поняли, что это совершенно неправильная концепция, поскольку Радио Свобода само по себе гораздо шире и невозможно рассказывать, не описывая, как оно появилось в Москве, в Екатеринбурге, в Петербурге, во многих городах ретрансляторы были установлены, и так далее. Естественно, невозможно говорить вне контекста событий российских, украинских, европейских, американских. То есть этот масштаб, на который мы посмотрели немножко под другим углом, он сразу нам продиктовал концепцию нашего фильма. Отсюда родилось у Максима, на мой взгляд, отличное название "За Нашу Свободу".

Марианна Торочешкова, одна из коллег с Русской службы РС, очень хорошо сказала: "Тяжело говорить о свободе и правах человека в России, находясь в Праге".

В этом плане это и есть высший пилотаж журналистики – рассказывать о проблемах своей страны, находясь вынужденно вне ее. Как говорила нам наша коллега и одна из участниц фильма Ирина Лагунина еще давным-давно на тренингах по журналистике: миссия Радио Свобода – чтобы оно закрылось в той стране, на которую вещает. В этом плане, опять же, как в нашем фильме упоминает наш коллега Андрей Шароградский, коллеги из балтийских стран, когда остались без работы на радио, конечно, были опечалены, но они понимали, что они могут вернуться в свои страны и зажить другой жизнью. Пока до того, чтобы вернуться в Россию, еще далеко всем нам.

Во время задержания участницы акции в поддержку лидера российской оппозиции Алексея Навального. Москва, фото 31 января 2021 года

Максим Миронов: Наверное, самое главное открытие – это то, про что ты забываешь быстрее всего: как ты живешь каждый день. В фильме мы это довольно тщательно рассказали, что и в новом здании, и в старом здании был важен каждый день, и каждый день происходила какая-то история. Можно быть гордым, когда ты работаешь на Радио Свобода, ведь довольно часто можно услышать такие фразы: это забугорное радио, что они понимают, они давно уехали. Может быть, и так. Я не готов спорить ни с кем по этому поводу. Но важнее всего, что мы сами про себя думаем. А мне кажется, можно о себе думать очень хорошо после этих более чем 30 лет, потому что это были разные года, это были тяжелейшие года, это были наоборот довольно расслабленные года.

Но тем не менее, это был каждый день, когда эти люди приходили и делали что-то важное, не получая каждодневной поддержки, никто их там на улицах не встречал и не говорил: "Вот слушал я сегодня вашу программу, как вы тонко отметили этот момент". Вряд ли это происходило в Праге. Может быть, в Москве – да, но в Праге вряд ли. И эти люди все равно продолжали это делать, потому что они верили в миссию, в какую-то идею, которая была одна – Радио Свобода. И главное – не забывать о том, почему они это делали, как они это делали и кто были эти люди.

Не только там условные Галич и Тольц важны как люди, которые были какими-то весомыми фигурами. Каждый важен, кто здесь работал, каждый приносил кусочек себя. Без какого-то одного человека это было бы совершенно все другое. Даже если он там рамы ремонтировал на старом здании, может быть они тогда бы открывались со скрипом и это бы мешало записи. И без этих всех людей это было бы что-то совершенно другое. Поэтому нет какого-то конкретного момента. Каждый день важен.

Московское бюро Радио Свобода. Январь 2021 года. В начале марта 2022 года бюро будет под давлением российских властей закрыто, большинство сотрудников покинет Россию

– Как вы обсуждали, что говорить о сегодняшних днях, о том, что радио уже три четверти года через суды выбивает те деньги, которые по закону, по гранту должны быть выделяемые Радио Свобода и Настоящему времени? Боялись ли вы ступать на эту территорию? Как происходило обсуждение?

Анна Мороз: Мы, журналисты, должны быть честными, но при этом в некоторой степени хотя бы объективными, даже когда речь идет о тяжелых событиях, которые происходят с нами. Поэтому мы старались сохранять некоторый баланс. Вот и все. Всегда страшно говорить о том, что происходит сейчас. Но я думаю, что у нас получилось в том числе благодаря коллегам, у нас получилось сохранить некоторую, возможно, даже отстраненность в описании событий, поскольку для зрителя ведь важно узнать, в данном случае, что происходит, а не как мы себя по этому поводу чувствуем.

Рабочий момент съемок документального сериала "За Нашу Свободу"

– Как сериал построен?

Максим Миронов: Первая серия – с 1993-го, с письма Билла Клинтона, который написал каждому работнику Радио Свобода, что, мол, на этом наша долгая, продолжительная дружба с вами заканчивается. И заканчивается первая серия на приходе уважаемого Владимира Владимировича Путина на свой первый срок. Один из наших коллег, Ярослав Шимов, говорит: "Я еду на смену и вижу новость, что пришел Путин. Я даже не понял, кто это. То есть у меня первая мысль не отщелкивает: "Кто такой Путин?" Ну, один из этих многочисленных российских чиновников. Знать бы, что в ближайшие 25 лет мы прекрасно будем помнить, кто такой Владимир Путин".

Вторая серия построена с 2001 года. Начинается она с терактов 11 сентября и заканчивается 2012 годом, соответственно, протестами в России. Вот вы говорите, что про Россию мы в сегодняшнем разговоре не упоминаем, а в фильме она постоянно идет тонкой нитью. Это фильм не собственно о самом радио как учреждении, а о работе радио, о том, что радио отражало. Поэтому и приход Путина, и все эти ужасные взрывы, террористические акты – это все дано в отражении радио, в освещении радио.

И самое, мне кажется, важное, о чем мы говорим в этих фильмах, это то, что мы не боимся сказать, что в истории радио были и плохие моменты, были и реформы, к которым каждый может относиться по-своему. Но самое главное, практически ни одна тема не была загнана под ковер фразой: "Вот об этом давайте мы лучше не будем говорить". Все было рассказано максимально так, как оно есть, так, как это видится, так, как это наиболее правдиво, выдержано, и так далее.

Из этого помещения Радио Свободы в Мюнхене шел радиосигнал на два десятка стран и республик за "железным занавесом" в 1980-х годах. В 1994 году Вацлав Гавел предложил корпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода переехать в Прагу, что и случилось в 1995 году