Официально в мире уже около полутора миллионов людей с диагнозом "COVID-19", но реальное количество заболевших мы, наверное, не узнаем никогда. Сведения о росте и спаде случаев заражения в разных странах тоже могут вводить в заблуждение и не показывают реальной картины. Статистику, которая у нас есть, нужно изучать исключительно в контексте – и вот почему.
Один из наиболее популярных сайтов, который отслеживает распространение коронавируса по миру, – это интерактивная карта от американского Университета Джонса Хопкинса. На сайт заходят более миллиарда раз в день, а на данные проекта полагаются СМИ, представители частного сектора и правительства. Студенты-докторанты, которые отвечают за проект, обновляют карту, ссылаясь на данные ВОЗ и местные органы здравоохранения.
Но необработанные данные о коронавирусе, предоставленные вне контекста, могут быть неверно интерпретированы.
Во-первых, правительства постоянно меняют правила проведения тестов на коронавирус в своих странах. То есть даже данные конкретных государств – и те непоследовательны, не говоря уже о глобальной картине. В Швейцарии, например, первые пару недель пандемии тестировали только людей с тяжелыми симптомами, а в середине марта начали проверять и более легких пациентов. Тогда-то количество подтвержденных случаев в стране и пошло вверх.
Во-вторых, каждая страна проводит разное количество тестов. Система здравоохранения Великобритании, например, пока что проверяет на COVID-19 только тех, кого считает достаточно больными.
А правительство Исландии – наоборот, пытается протестировать как можно больше людей. В исландском Министерстве здравоохранения заявили, что к 25 марта в стране провели 12 615 тестов на коронавирус. То есть власти проверили 3,4 процента населения страны, где живет 364 тысячи человек. Новый коронавирус обнаружили у 802 человек. Половина из них не испытывала связанных с болезнью симптомов.
В итоге, по официальной статистике, в Исландии коронавирус нашли у 0,2 процента населения страны, а в Великобритании – у 0,08 процента. А дело лишь в разном количестве проведенных тестов.
В-третьих, существуют разные тесты. Российское научное издание PCR News считает, что причина относительно небольшого количества поставленных диагнозов COVID-19 в стране – это низкая чувствительность использованной тест-системы. Издание предполагает, что во время разработки тестов у российских ученых могло не быть клинических образцов от пациентов и штамма инфекции для ее определения. Поэтому эти тест-системы не всегда могут обнаружить заболевание на ранних стадиях или при низкой концентрации вируса в организме, а следовательно, могут давать ложноотрицательный результат. Оперативный штаб по борьбе с коронавирусом обещал заменить тест-систему на более эффективную.
Наконец, есть страны, которые вообще не заинтересованы своей статистикой делиться. Официально в Туркменистане нет ни одного случая заражения коронавирусом, а из буклетов, которые распространяет Минздрав страны, исчезло упоминание болезни.
То есть доступная статистика не отражает точного количества заболевших. Особенно потому, что 80% инфицированных COVID-19 испытывают легкие симптомы или не испытывают их вообще.
Кроме того, необработанные цифры по количеству заболевших в мире могут заставить людей паниковать. Или наоборот – низкие показатели могут внушить людям, что болезнь пошла на спад и можно не ограничивать социальные контакты.
Статистика важна для того, чтобы правительства могли распределить ресурсы на борьбу с болезнью и понимать, какие меры помогают этому. Но эти данные обязательно нужно воспринимать в контексте.