Дорогие похороны на переполненных кладбищах. Как в Украине хоронят убитых из-за вторжения России

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Как в Украине хоронят убитых из-за вторжения России

В Украине, по официальным данным прошлого года, смертность превысила рождаемость в три раза. Мест на кладбищах не хватает, цены на ритуальные услуги растут. Рассказываем о похоронном бизнесе в условиях войны.

Работники спешат. Впереди – важные в Украине религиозные праздники.

"Процентов 70 уже сделано. [Здесь будет аллейка], 13 кубов бетона пошло", рассказывает Игорь Середа.

На кладбище возле Киева сооружают Аллею Славы. Здесь похоронят погибших военных, родом из местных сел. За всем процессом следит Игорь Середа, собственник похоронного агентства. С Игорем я познакомился еще три года назад. Во время оккупации Бучи он занимался захоронениями. Похоронный бизнес – его фамильное дело.

Игорь говорит, что такие Аллеи Славы есть на практически на каждом кладбище Украины. В многих случаях родственникам погибших военных в похоронах помогает либо администрация, либо военкомат. Ритуальные услуги нынче — дело дорогое.

"Если брать наши цены, то до войны похороны стоили где то около 8-9 тысяч гривен. Это до войны. После оккупации нашей, похороны начали стоить где то в районе 12 тысяч. А сейчас уже под 15", — рассказывает он.

15 тысяч гривен – это порядка 360-ти долларов. И это очень бюджетные похороны. По ценам бюро Игоря можно следить за динамикой инфляции в стране. Подорожали гробы, особенно лаковые, большинство производств – в западной части Украины. Подушка, покрывало, церковный набор, крест, носильщики гроба – каждая позиция выросла в цене.

"Логистика: бензин очень дорогой, в два раза почти, 27 гривен был, сейчас 50 или 60, оно все поднялось. И цены выросли. Так же раньше, до полномасштабного вторжения, мы могли ребятам по 200 грн дать и они там заносят-выносят покойника. Сейчас за 200 гривен не найдете людей просто", — говорит Игорь Середа.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: "Нас никогда больше не будет 52 миллиона". Как война изменила демографию Украины

Место на кладбище здесь – бесплатное. Но так не везде. Чем ближе к городу – тем цены выше. На Байковом кладбище в Киеве находится единственный крематорий в украинской столице, и один из трех в Украине. Кремация и небольшое отверстие в холме – это уже минимум тысяча долларов.

"Ну вот это все и еще два места – 40 тысяч гривен. Это было тогда, в 2022-м. А как сейчас я не знаю",

Байковое кладбище – самое престижное в Украине. Хоронят здесь не всех. Поэтому определить здесь цену захоронения сложно – у каждого она своя, часть выплат может быть неофициальной. Несколько человек, которые поговорили с НВ, рассказали, что общая стоимость такого захоронения обошлась от $1 100 до $1 400.

Еще одна особенность больших украинских городов – за три года войны количество свежих могил увеличилось в разы – и мест для новых захоронений не хватает. Расширять кладбища сложно – вокруг частная собственность. Самые дорогие похороны во Львове, Днепре и Киеве. Проблему с нехваткой кладбищ в столице признают официально: из 28 кладбищ для захоронений открыто лишь одно.

"На сегодняшний день открыто для захоронения лишь одно кладбище – Северное. Но ресурс свободных мест там почти исчерпан. Остальные кладбища имеют статус закрытых или полузакрытых для массовых захоронений, где разрешены лишь дозахоронения", – ответили Настоящему Времени в ритуальной службе СКП "Спецкомбинат ПКПО".

И ситуация вряд ли улучшится. Согласно данным Минюста, в 2024 году смертность в Украине превысила рождаемость в три раза – 495 тысяч смертей. Этот показатель возрастает по мере приближения к фронту. В Донецкой и Херсонской областях смертность превышает рождаемость в 11 раз.

По данным ООН, за прошлый год от боевых действий только среди гражданского населения погибло чуть более двух тысяч украинцев. В конце прошлого года Владимир Зеленский утверждал – за три года войны погибли 43 тысячи военных, по данным американского телеканала CBS – это количество может быть еще выше – до 100 тысяч.

Сколько украинцев гибнет от косвенных причин войны – стрессы, депрессии, сердечные заболевания или самоубийства – никто не считал. По данным ЦРУ, страна имеет один из самых высоких уровней смертности в мире – 18 человек из 1000. И в последнее время в больших городах Украины стало популярно покупать место на кладбище задолго до смерти.

А с недавних пор появилась еще одна новация: покупают не только место, но и надгробный камень, даже портрет на нем делают, потому что сегодня будет точно дешевле, чем завтра.

На периферии ситуация с кладбищами лучше. Их больше, их легче расширять. Хотя даже в небольших селах и городках пытаются хоронить только "своих".

"У нас в нашей ОТГ Немешаевской шесть кладбищ. Из шести кладбищ пять закрытых. Это означает, что у нас там нету свободных мест для захоронений. Открыто только одно. Ито это кладбище идет на один городок – Немешаево и Микуличи. Я вам скажу, с тем прогрессом, как мы хороним, еще хватает места. Но мы не хороним киевских и иногородних", – рассказывает Игорь Середа, собственник похоронного агентства.

Чтобы хоть как-то уменьшить нагрузку на кладбища, несколько лет назад появилась идея сооружения большого военного кладбища. Но постройку блокируют жители местных сел – не хотят такого соседства.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

"Напоминать людям, что кто-то живет под обстрелами настоящих ракет". Как украинская художница Жанна Кадырова рассказывает о войне"На глазах моих детей рушили их дом и убивали людей". Читатели Настоящего Времени из Украины – о том, как война изменила их детейПосле Бучи. Как Украина расследует военные преступления российской армии в Киевской областиГлавные цифры тысячи дней полномасштабного вторжения России в Украину"Куда я поеду с тремя детьми?" Украинские волонтеры уговаривают семьи уезжать из прифронтовых городов, но многие остаются"Без своей Валюши он смог продержаться 44 дня". Ранние смерти и дефицит лекарств – небоевые потери Украины во время войны"Перепрошивка" украинских детей: как депортированных подростков "учат любить" Россию"Мы привыкли к войне и хотим прожить свою жизнь счастливо". Поговорили с родителями детей, рожденных в начале российского вторжения