"Дело радиолюбителей". В Беларуси обвинили в госизмене и шпионаже тех, кто владел радиостанциями и мог слушать эфиры силовиков и военных

Задержание одного из фигурантов "Дела радиолюбителей" в Беларуси

В Беларуси с прошлого года разворачивается "Дело радиолюбителей". Белорусское государственное телевидение сообщило о задержании 7 фигурантов этого дела, владельцев любительских радиостанций. Их обвинили в "перехвате государственных секретов", в том числе эфиров военных и силовиков. Белорусская служба Радио Свобода рассказывает, что известно об этом деле.

****

15 января государственный телеканал СТБ в программе "Без прикрытия" с Романом Протасевичем показал репортаж о задержании в Беларуси нескольких радиолюбителей . В сюжете были показаны двое задержанных — Никита К. и Андрей Р. Третий фигурант дела не был показан, но его имя также было названо — Вячеслав Б.

Согласно версии следователей и пропагандистов, задержанные якобы работали под видом "радиокомпаний" и, благодаря тому, что имели доступ к радиочастотам, прослушивали важные разговоры. Речь идет о переговорах военных на военных аэродромах и позициях ПВО в Беларуси, а также переговорах, которые вели сотрудники Министерства обороны Беларуси, Министерства внутренних дел и службе безопасности Александра Лукашенко. В репортаже сказано, что так фигуранты дела, к примеру, получали подробную информацию о маршрутах передвижения Лукашенко.

По данным государственного телевидения, группа якобы была создана при финансовой поддержке со стороны, но источник этой помощи в сюжете не уточняется.

В пропагандистском репортаже также подчеркивается большой масштаб деятельности "радиолюбителей": сказано, что "более 50 человек были привлечены к ответственности", "было изъято 500 единиц радиооборудования", а семь "ключевых фигур были взяты под стражу". Белорусские силовики, сказано в сюжете, квалифицируют действия радиолюбителей как "государственную измену" и "шпионаж". Наказание по этим статьям в Беларуси может включать пожизненное заключение или даже смертную казнь.

Что известно о задержанных?

Чаще всего в репортаже цитируется рассказ задержанного Никиты К. Из его аккаунта в TikTok видно, что мужчина увлекался автомобилями и велосипедами, а его профессия была связана со строительством.

Другой человек, упомянутый в репортаже, представлен как Андрей Р.. Ему около 50 лет, по данным издания "Наша Нива", он работал в частной компании по продаже автозапчастей. С 2010 по 2018 год он активно общался на многочисленных онлайн-форумах для радиолюбителей.

Под именем третьего фигурант дела, Вячеслава Б., существует страница в российской соцсети "ВКонтакте". Судя по ней, у задержанного есть семья и дети, он интересуется путешествиями. Человек с таким именем имеет статус индивидуального предпринимателя.

Осенью 2025 года правозащитник и бывший белорусский политзаключенный Владимир Лабкович содержался в одной камере в следственном изоляторе КГБ с Андреем Р.. Он рассказал, что КГБ Беларуси засекретило "Дело радиолюбителей" и взяло с фигурантов подписку о неразглашении.

"Дело засекречено, поэтому Андрей никогда не рассказывал в камере о сути дела. Андрей — очень религиозный человек, православный, — рассказал о своем сокамернике Лабкович. — Он постоянно читал Библию. Благодаря этой религиозности он был абсолютно неуязвим. Он также занимался спортом, так что был в хорошей физической и нравственной форме".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Суд дал шесть лет колонии радиолюбителю из Мордовии: он в эфире призывал к насилию над Путиным

Как радиолюбители "предали" белорусское государство

Белорусская федерация радиолюбителей и радиоспортсменов официально действует в Беларуси с 1993 года. Согласно веб-сайту федерации, она проводит соревнования, семинары и обменивается информацией с другими аналогичными структурами. В уставе федерации указано, что ее целью является развитие и совершенствование радиолюбительского движения, а также "сотрудничество с радиолюбителями и радиолюбительскими организациями в других странах".

Все задержанные по "Делу радиолюбителей" в Беларуси имели собственные позывные. Такой позывной присваивается тем, кто сдал квалификационный экзамен и получил лицензию радиолюбителя. Также для получения позывного необходимо зарегистрироваться в Государственной инспекции связи. И только те, кто прошел эти этапы, могут изучать радиоэфир в разрешенных диапазонах, то есть на определенных волнах.

При этом радиолюбители в Беларуси должны использовать только зарегистрированное оборудование. В сюжете белорусского ТВ сказано, что они зарегистрировали мощные передатчики (мощнее 0,5 Вт).

Ученый Сергей Бесараб, радиолюбитель с 20-летним стажем (позывной EU1AEY), в интервью белорусской службе Радио Свобода объясняет, что задержанные действительно могли получать доступ к переговорам белорусских военных и силовиков. Но подчеркивает, что это — не вина радиолюбителей: просто каналы коммуникации силовиков в Беларуси, по его словам, — "это дешевый хлам".

Проблемы с прослушкой переговоров силовиков и военных есть не только в Беларуси: недавно стало известно об аналогичных случаях радиоперехвата разговоров российских военных:

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Как радиопереговоры российских военных слышали все, а украинские спецслужбы вбрасывали им в эфир дезинформацию

"Во второй половине XXI века радиосвязь стала повсеместной, менялись только частоты, на которых идут переговоры, и для радиолюбителей это просто открытая книга, — объясняет Бесараб. — В Беларуси просто хотели уничтожить движение радиолюбителей, которое официально существует. У задержанных были официальные документы, позволявшие им это делать, хранить оборудование, у них был сложный экзамен со 100 техническими вопросами".

"Но выяснилось, что сотрудники силовых структур, охранники Лукашенко, были плохо образованными дикарями, которые просто покупали дешевый хлам (в качестве раций) и общались через него, — предполагает эксперт. — Так что эти ребята (радиолюбители) виноваты лишь в том, что слышали эти переговоры на своих приемниках. Оказалось, что их (силовиков) радиоволны — это дыра, которую специалист может прочитать как открытую книгу, потому что ничего не зашифровано".

Бессараб обращает внимание на технические "ляпы" в пропагандистском сюжете и замечает что для того, чтобы подтвердить серьезность обвинений, зрителям показали в качестве серьезного оборудования "детские рации" — простые устройства, которые радиолюбители иногда дают детям для развлечения.

"Нам на полном серьезе говорят, что эти люди "взломали" рации. А ранее председатель КГБ Тертель заявил, что задержали специалистов, которые "следили за полетами самолетов и переговорами летчиков". Но речь идет о споттинге — отслеживании радиосигналов, движения самолетов, в этом движении участвуют сотни тысяч людей по всему миру, и все это транслируется в абсолютно открытом формате, — подчеркивает эксперт, говоря об обвинениях в адрес радиолюбителей. — Это норма во всем мире!"

"Согласно регламенту МСЭ (Международного союза электросвязи), радиочастоты 118–137 МГц (которые используют диспетчеры и пилоты воздушных судов) являются открытыми — доступными для прослушивания всем желающим", — добавляет Сергей Бессараб. Он подчеркивает, что отслеживать авиарейсы в режиме реального времени можно с помощью различных сервисов, таких как FlightRadar; и эта информация также не является секретной или конфиденциальной.

"У задержанных просто были интеллект, технические знания, у них было оборудование, и они в нем разбирались. Сейчас радиолюбители часто используют очень дешевые SDR-приемники (программно-определяемое радио, управляемое программным обеспечением радио, например, RTL-SDR), которые позволяют им анализировать радиоволны на компьютере. Это легальное оборудование для наблюдения, метеорологических радаров, спутников спутниковой связи и любительской радиосвязи на дальние расстояния, — подчеркивает Бессараб. — Но, по логике государства, вина лежит не на каких-то представителях властей, которые выделили деньги на создание государственной системы связи и построили ее таким некачественным образом. А на радиолюбителях, которые просто любили свое хобби и наткнулись на эти разговоры. В нормальной стране сразу бы поставили на место именно тех, кто организовал такую связь".

Что касается "передачи информации за границу", которое также вменяют задержанным белорусам и которое подводит их деятельность под "шпионаж", то радиолюбители коллекционируют QSL-карточки. Они подтверждают установление контакта с другими радиолюбителями, в том числе из других стран. Это распространенная и совершенно нормальная практика, продолжает Сергей Бесараб, и она не нарушает закон: по закону радиолюбители могут устанавливать связь, в том числе с радиолюбителями из других стран. В процессе этого они обмениваются QSL-карточками — это специальное почтовое подтверждение сеансов радиосвязи, проведенных конкретным участником.

"Мы слышали друг друга в эфире, представлялись, устанавливали контакт. Например, вы устанавливали длительный контакт и разговаривали с французом, британцем. Вы обсуждали, какие у вас передатчики. Этот контакт записывается в специальные журналы, такие как глобальный qrz.com. Это также абсолютно открытые данные, — говорит Бессараб. — Но силы безопасности представляют это так, будто это передача каких-то данных для НАТО. Даже в СССР ничего подобного не было!"

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: ФСБ отчиталась о "пресечении действий радиолюбителя", который организовал вещание Радио Свобода в Подмосковье

Как в Беларуси преследуют различные профессиональные и хобби-сообщества

Преследование групп людей, объединенных общим хобби или профессиональной деятельностью, в Беларуси не редкость. Например, в апреле прошлого года в Минске сотрудники силовых структур задержали социологов, двух женщин и одного мужчину и обвинили их в "измене государству". Причиной дела стало то, что эти специалисты занимались социологическими исследованиями. Эти исследования, проводимые на законных основаниях, были квалифицированы силовыми структурами как "действия, наносящие вред государству", и приравнены к "измене родине".

Один из обвиняемых по делу, социолог Евгений Краснянский, был признан виновным в "государственной измене" и приговорен к 7,5 годам лишения свободы и штрафу в размере 25 тыс. белорусских рублей (более $8,5 тыс.). Сроки наказания остальных задержанных неизвестны.

После диверсии на аэродроме Мачулищи 26 февраля 2023 года, в результате которой был поврежден российский военный самолет дальней радиолокационной разведки А-50, в Беларуси были проведены рейды КГБ среди посетителей стрелковых клубов, а также игроков в страйкбол. По сообщениям СМИ, были задержаны десятки человек.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: В Беларуси тайно осудили айтишника по делу о взрывах самолета РФ на аэродроме в Мачулищах: его приговорили к 10 годам колонии за госизмену

По делу о диверсии на аэродроме украинец Николай Швец был приговорен к 25 годам лишения свободы, а IT-специалист Дмитрий Мостовой — к 10 годам. В общей сложности 12 человек были приговорены к срокам от 3 месяцев до 25 лет за предполагаемое участие в этом нападении. Николай Швец был освобожден в рамках обмена заключенными между Россией и Украиной в июне 2024 года.