XX век через объектив: премьера документального сериала о фотографах

На Настоящем Времени 30 августа состоится премьера документального сериал "Контакт". Режиссеры Марио Палоски и Джанлуиджи Атторре сняли 10 серий о фотографах легендарного агентства Magnum Photos. Каждая из серий посвящена отдельному автору, его философии и стилю.

Каждая серия будет доступна на сайте в течение 7 дней после эфира.

Фотоагентство Magnum Photos

В 1947 году в Париже группа независимых фотожурналистов объединилась для того, чтобы создать организацию, которая бы обладала авторскими правами фотографов, не отдавая их на выкуп печатным изданиям.

Если до этого газеты и журналы могли задешево купить права авторов и распоряжаться изображениями по своему усмотрению, то теперь члены Magnum стали выступать в качестве акционеров и равных правообладателей. Именно благодаря членству в агентстве фотограф теперь мог получить экономическую независимость и перейти к развитию своего профессионального авторского стиля. Поэтому агентство одновременно стало профсоюзом и закрытым профессиональным братством, объединенным общими идеями и принципами.

У истоков стояли пятеро: Роберт Капа, Анри Картье-Брессон, Джордж Роджер, Дэвид "Чим" Сеймур и Билл Вандиверт. Но костяк идеологии Magnum сформировали двое – Капа и Брессон. В дружбе и противостоянии они оформили почерк Magnum – то общее и особенное, благодаря чему фотографии агентства можно почти всегда безошибочно узнать из сотни других изображений.

Пресс-карта Роберта Капы

Роберт Капа родился 22 октября 1913 года под именем Эндре Эрнё Фридмана в Венгрии, в семье евреев. Путь Капы к славе и на страницы иллюстрированных журналов был трудным и отнюдь не самым прямым. Он хотел стать журналистом, но еврейская фамилия ему в этом не способствовала. Он путался с левыми, за что был выслан из страны в 18 лет.

Переехав в Берлин, он изучал политические науки, там же в начале 1932 года стал заниматься фотожурналистикой. В том же году по заданию фотоагентства он поехал снимать выступление Троцкого в Копенгагене. Серия снимков, сделанных молодым фотографом, разлетелась по изданиям под его настоящей фамилией Фридман.

В 1933 году, с ростом национал-социалистических настроений в Германии, он переезжает в Париж. В Париже он знакомится с Гердой Таро, еврейкой с левыми убеждениями, которая становится его подругой и напарницей. Вместе они и придумывают персонажа Роберта Капу – гениального и неуловимого американского фотографа и начинают продавать свои снимки под его именем.

Такой ход сработал как нельзя лучше, их работы, наконец, стали покупать. Позже Герда Таро отделилась от общего персонажа и продолжила работать под своим собственным именем, а Фридман так и остался Капой. Но они по-прежнему оставались друг для друга спутниками, товарищами и напарниками.

В 1936-м они вместе поехали в Испанию, освещать гражданскую войну. Здесь, спустя год, Герде суждено было погибнуть. С этих пор Роберт Капа становится военным корреспондентом, посвящая свою жизнь рискованной фиксации правды. После испанской гражданской войны Капа участвует в японо-китайской.

В начале Второй мировой Капа перебирается в США, но продолжает работать фотокорреспондентом на территории боевых действий в Европе. С огромным риском для жизни 6 июня 1944 года Роберт Капа сделает свою самую знаменитую серию военных фотографий "Высадка в Нормандии". После войны, в 1947-м вместе с Джоном Стейнбеком Капа побывал в Светском Союзе. Из СССР Роберт Капа вернулся в Париж, где и основал товарищество Magnum.

Именно Капа задал направление на международную работу в горячих точках. Девизом содружества стало "Долой войну". На вырученные деньги агентство оплачивала поездки корреспондентов в разные части света. Коллеги распределили между собой направления. Картье-Брессон должен был заниматься Южной и Восточной Азией, Джордж Роджер – Африкой и Ближним Востоком, Сеймур и Вандиверт – Европой и США, а Капа мог ездить, куда ему захочется и куда позовут события.

В 1952-м Капа становится президентом Magnum, но уже в 54-м он погибает во Вьетнаме, в самом конце Индокитайской войны, подорвавшись на противопехотной мине. После его смерти президентом становится Сеймур, но в 1956 году он тоже погибает под пулеметной очередью во время Суэцкого кризиса в Египте.

Анри Картье-Брессон, "Воскресенье на берегу реки Марны", Франция 1938

После смерти двух товарищей Анри Картье-Брессон становится хранителем идеи и художественного видения Magnum. Он предостерегает членов содружества от занятия коммерческой деятельностью, напоминая о миссии фотокорреспондента. Именно благодаря агентству и его идейному отцу Роберту Капе Брессон остался верен фотожурналистике и не увяз в художественной фотографии.

Он родился 22 августа 1908 года в состоятельной семье французских промышленников. С юности Анри занимался живописью и графикой, и фотография поначалу была для него продолжением художественного творчества. Во многом она таковой и продолжила быть. Он много занимался кинематографом, был связан с сюрреалистами. Но встреча с Робертом Капой определило его судьбу как фотокорреспондента. Товарищ убедил его оставить художественное творчество и переключиться именно на фоторепортаж. Именно этот союз художественного и идеологического сформировал стиль агентства Magnum. Фоторепортаж для членов агентства из ремесла вырос в философию.

Сегодня Magnum Photos – одно из престижнейших фотоагентств в мире. Членство в нем – показатель профессионального уровня, а попасть туда совсем не просто. Длительный отбор проходят лишь те фотографы, которые сочетают общегуманистический энтузиазм с профессиональным почерком и стилем. Именно таким мастерам посвящены 10 серий документального проекта "Контакт".

Герои сериала "Контакт"

Героями первых трех серий стали Аббас Аттар, Эллиот Эрвитт и Стюарт Франклин.

  • Аббас стал знаменитым благодаря освещению событий Исламской революции в родном Иране в 70-е годы.
  • Эрвитт изобрел свой неповторимый стиль комичной и вместе с тем тонко саркастичной фотографии, когда снимал противостояние Хрущева с Никсоном во время так называемых "кухонных дебатов" на выставке "Промышленной продукции США" в 1959 году в Сокольниках.
  • Стюарт Франклин работает в основном для таких изданий как National Geographic, освящая различные чудеса природы, катаклизмы и отношения техники, человека и природы. Но прославился он благодаря своим снимкам с площади Тяньаньмэнь. Именно Франклину принадлежит знаменитая фотография, на которой одинокий протестующий пытается преградить путь танку.

Широта репертуара сюжетов для репортажей – это то, что характерно для агентства Magnum, как для идейного сообщества. Вне зависимости от того, что или кого снимает фотограф, будь то знаменитости, политики, вулканы, собаки или дети – важен пойманный момент, правдивость и то, какими средствами автор смог перевести это на язык изображения.