Чиновники против блокадницы: 79-летняя питерская пенсионерка не может получить жилье

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Вера Солнцева во время блокады ребенком была эвакуирована из Ленинграда. Домой она вернулась уже после развала СССР, как беженка, и с тех пор обивает пороги и просит предоставить ей жилье по договору социального найма. Но чиновники уверены, что женщина в собственном угле не нуждается

Пятая страница паспорта Веры Солнцевой, где у остальных россиян стоит отметка о регистрации (прописке), пуста. Постоянной прописки в Петербурге у пенсионерки нет. По документам её первое и последнее место жительства - квартира в Саперном переулке в Ленинграде. Именно оттуда маленькая Вера вместе с отцом и старшим братом везли хоронить маму в первую блокадную зиму.

"Мы ее отвозили на лошади, помню. Отец плакал: слезы лились ручьем. Кушать нечего было, - вспоминает Вера Солнцева. - Помню, отец поставит миску какую-то. И мы по очереди каждый ложкой оттуда брали".

Во время войны отец Веры продолжал работать на Путиловском заводе. Дочку и сына он пристроил в детский дом, а когда появилась возможность, воспитанников эвакуировали из осажденного города.

Семья больше никогда не возвращалась в свою квартиру в Ленинграде. Здание перестроили, поселили туда других людей. Вера по комсомольской путевке попала в Грузию. Там встретила мужа, родила сына, вместе они прожили тринадцать лет.

Потом супруг умер, а ребенок поехал учиться в Петербург. Когда развалился Советский Союз, Вера тоже приехала в Россию, но уже как беженка - с советским паспортом.

Пенсионерка честно говорит, что она - человек совершенно непробивной. С бюрократией нового времени Солнцева не справилась и получить гражданство России не смогла. Как не смогла и вернуть себе питерскую прописку и положенные ей квадратные метры.

"Я ходила - но все отказ, отказ. Потом как беженка куда-то ездила, уже не помню, куда - все отказы. Говорят: у тебя выписки нет", - рассказывает о своих мытарствах Вера Солнцева.

К 1994 году женщине удалось оформить только удостоверение блокадника. Но не паспорт гражданина РФ. Без него Вера Солнцева жила и работала в Петербурге почти двадцать лет. Восстановить документы ей помогли юристы благотворительной организации "Ночлежка" только в 2013 году.

Тогда же она получила первую российскую пенсию, минимальную. Сегодня, в 79 лет ей положены от государства лишь 12 тысяч рублей в месяц. Одиннадцать из них Солнцева сейчас отдает за аренду комнаты в коммунальной квартире. Хотя по российскому закону ей, как блокаднице, положено отдельное жилье.

"Я всегда гордилась, что родилась в Ленинграде. Я сюда приезжала - как птичка летала, - говорит Вера Солнцева. - А сейчас... я даже не думала, что со мной так будет, что со мной такое обращение будет".

Петербургские чиновники Веру Солнцеву не ставят на учет, как "нуждающуюся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма". Суду недостаточно свидетельств, что родилась и последние десять лет блокадница прожила в Петербурге. Юристы “Ночлежки” это решение попробовали оспорить, но - пока безуспешно.

"У Веры Егоровны на протяжении двадцати лет жизни в России не было регистрации. Действительно, это огромная проблема, - подчеркивает Вячеслав Самонов, юрист благотворительной организации "Ночлежка". - И это не единичный случай. Для того, чтобы встать на учет, людям без регистрации нужно пройти через суд. А суд требует эту же регистрацию. В итоге бездомный, которому негде зарегистрироваться, не может встать и на жилищный учет. Это замкнутый круг".

"С каждым судом мне все хуже и хуже. Хуже и хуже. Я даже боюсь их всех. Я чувствую, что они издеваются надо мной", - говорит Солнцева.

Еще пять лет назад правила регистрации в Петербурге была мягче.Тогда судья вместо регистрации мог принять во внимание косвенные документы, подтверждающие проживание человека в городе, например, трудовую книжку или договор аренды жилья. Сегодня ситуация изменилась. К тому же, подчеркивает юрист Вячеслав Самонов, вынести решение в пользу Веры Егоровны - для судьи означает пойти против решения коллег, которые рассматривали дело блокадницы раньше.

"Соответственно, если судья отменяет это решение, меняется практика, и потом с судей спросят: "А почему ты принял такое решение, если судебная практика уже сложилась и она такова?! - объясняет Вячеслав Самонов. - Поэтому судьи стремятся к обеспечению единообразия. Хотя это довольно сомнительно, это подрывает независимость суда. И то, что судья должен действовать по своему убеждению в соответствии с законом".

Активисты намерены и дальше бороться за квадратные метры для блокадницы. А Вера Солнцева надеется отметить восьмидесятый день рождения уже в собственной квартире.