Невесты, сводницы и смертники "ИГ"

Корреспондент Настоящего Времени в Кыргызстане встретился с интернет-вербовщиком в ИГИЛ

Смерть Бабура Исраилова в его родном селе в Сузакском районе Джалал-Абадской области Кыргызстана обсуждают до сих пор.

"Сейчас вотсап у всех есть, когда этот ролик увидели односельчане, они сразу признали моего сына. Он уехал в Россию, а потом оказался в Сирии. Мы не знали об этом, я понятия не имею, как он туда попал. Отправляли в Россию, его, видимо, там и завербовали", – рассказал корреспонденту НВ отец погибшего Бабура Исраилова.

Со своим сыном Тахир Латипов не общался. Мальчик рос с мамой, а когда она скончалась, Бабура забрал дядя. Так и жили в одном селе отец с сыном. Виделись изредка, здоровались и не более.

"Бывало его братья били, но он всегда молчал. Был спокойным, даже когда мы его ругали он не возражал нам, сидел молча. Мы совсем не ожидали, что такое произойдет", – говорит Дильфуза, тетя Бабура Исраилова.

На джихад в Сирию Бабур отправился из дома дяди, где он жил, пока не уехал в Россию. Именно там, по версии правоохранительных органов, его завербовали. Как так вышло, что молодой и вроде как даже не религиозный парень, стал экстремистом – непонятно, говорят в селе. О том, каким он был, мог рассказать только дядя Бабура – Хамидулла, но и тот тоже уехал в Россию. Именно транзитом через Турцию, а затем в Сирию целыми группами не раз уезжали кыргызстанцы.

"Есть язык регионализма, язык землячества – земляк убеждает. И есть особые люди, которые через твиттер или телеграм, или вотсап разговаривают", – считает конфликтолог Икбалжон Мирсаидов.

Икболжан Мирсаидов не первый год изучает религиозный экстремизм, ИГИЛ и вообще все, что связано с ним. Интернет, говорит ученый сейчас работает на них.

"Наша анализ показывает есть треугольники: первое – дается информация, что делается, как делается, второе – люди, которые делают идеологический посыл, идеологически обрабатывают. Священность, слова знаменитых людей. А третий угол – он дает логистику, каналы, как можно выехать, куда можно выехать", – рассказывает о схемах вербовки конфликтолог Икбалжон Мирсаидов.

Корреспондент Настоящего Времени встретился с вербовщиком ИГИЛ, задержанным в киргизском городе Джалал-Абад.

Махмут Мутлу рассказал, как, например, вербуют "невест боевиков", воюющих с армией Асада.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Невесты, сводницы и смертники "ИГ"

Бывший узбекский подданный, сейчас гражданин Турции, Махмут, по версии милиции, собирался увезти одну из завербованных девушек в Сирию. "Когда я был в Турции, мы договорились, что она сама приедет. Но несмотря на обещание она этого не сделала и у меня возникли подозрения", – говорит Махмут Мутлу.

Всю переписку с задержанным показывает оперативный сотрудник местного УВД. Именно под его руководством с Махмутом общалась "подсадная утка".

Есть в этой схеме и "сводница" Фатима, которая живет в Иране. Она получает свою долю, объясняет оперативник. И она, и Махмут в этой цепочке – лишь звенья.

Задержанный Махмут Мутлу факт попытки вербовки отрицает. Но то, что был в Сирии признает – нанимался, деньги брал, но воевать якобы не стал. В милиции говорят, именно там его ранили в ногу.

"Мне обещали там тысячу долларов, но дали всего $150. Обманули меня. Я поехал туда только из-за того, что они обещали мне дать денег. Сказали будешь воевать, но из-за проблем со здоровьем я вернулся", – рассказывает Махмут Мутлу.