Индустриальный районный суд Ижевска сегодня приговорил пятерых фигурантов "Баймакского дела" к срокам до четырех с половиной лет лишения свободы в колонии общего режима. Этот процесс стал последним над рядовыми фигурантами "Баймакского дела" ("организаторов", по версии следствия, продолжают судить в Оренбурге), отмечает Idel.Реалии.
Все обвиняемые, которым вменяли "участие в массовых беспорядках" (ч. 2 ст. 212 УК РФ) и "применение насилия, неопасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти" (ч. 1 ст. 318 УК РФ), – Буранбай Абушахмин, Айрат Ахметов, Ильнур Аюпов, Руслан Гизатуллин и Мунир Исянгильдин, – признали вину.
Абушахмина, Аюпова, Гизатуллина и Исянгильдина, по данным Idel.Реалии, приговорили к четырем годам и двум месяцам колонии каждого; Ахметова – к четырем с половиной годам заключения.
"Насколько известно, четверым из них вменили бросание снега в силовиков, а пятому – то, что он нанес удары в щит полицейского", – сказал изданию один из активистов.
Что известно про последних осужденных
Абушахмин родился 10 января 2002 года в деревне Мерясово Баймакского района Башкортостана. Он занимался лошадьми: был объездчиком, участником и победителем различных конных соревнований.
Силовики задержали его вечером 25 января 2024 года. "Увезли люди в гражданской одежде из [деревни] Нигаматова, где он был в гостях, – сообщали в соцсетях активисты. – На месте ему сказали, что будет административное наказание и дадут 10 суток. Но 26.01 ночью его увезли в Уфу".
"Забрали Буранбая в одной тонкой кофте; даже не дали надеть куртку, шапку", – рассказали родственники. Его матери стало плохо – пришлось вызвать скорую помощь, врачи поставили гипертонический криз, увезли в больницу.
26 января Абушахмина признали виновным по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ и арестовали его на десять суток. В постановлении суда говорилось, что мужчина "скандировал лозунги "Свободу Алсынову!", "Своих не сдаем!", "Фаиль, мы с тобой". Кроме того, суд установил, что Абушахмин создавал "помехи в проведении работ спецтехники по очистке снега и грейдированию дорог".
Абушахмин – единственный кормилец в семье, рассказывали знакомые: "Работает на двух работах, чтобы обеспечить семью: в свободное время выходит на подработки в такси, так как денег на лечение мамы не хватает".
27 января 2024 года судья Октябрьского районного суда Уфы Роза Гафурова удовлетворила ходатайство следствия и отправила Абушахмина в СИЗО. Первого февраля Верховный суд Башкортостана оставил это решение в силе.
Срок ареста мужчины неоднократно продлевали.
Исянгильдин родился 12 октября 1994 года в деревне Баишево Баймакского района Башкортостана. Последнее время он с семьей проживал в Сибае. 25 января с утра "вломились в дом, закрутили, детей напугали", – сообщил его брат.
В тот же день Баймакский районный суд признал Исянгильдина виновным по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ ("Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции") и арестовал его на десять суток.
Исянгильдин родился и вырос в "многодетной образцовой семье", его отец более 30 лет был учителем. Сам мужчина работал вахтовым методом сварщиком.
26 января Кировский районный суд Уфы арестовал мужчину до 17 марта. Пятого февраля Верховный суд РБ оставил это решение в силе. Впоследствии арест неоднократно продлевали. Правозащитный проект "ОВД-Инфо" сообщал, что в заключении у Исянгильдина "обострился отит, начали болеть почки и печень".
Как и многие обвиняемые по "Баймакскому делу", Исянгильдин, по словам его родственников, – "единственный кормилец в семье". У него двое малолетних детей, а его жена на момент ареста мужа находилась в декретном отпуске.
Гизатуллин родился 12 декабря 1977 года в деревне Мунасипово Баймакского района Башкортостана. "Он всегда был добропорядочным и честным человеком, – рассказывала его сестра. – Он был учителем в старших классах и в одиночку растил своего сына". СМИ также писали, что мужчина "занимался установкой окон".
Мужчину задержали 3 февраля 2024 года.
4 февраля 2024 года Октябрьский районный суд Уфы отправил Гизатуллина в СИЗО. Сестра Гизатуллина писала, что он "в свободное время читает Коран и подтягивает арабский язык, мечтает о том, что когда-нибудь сможет посетить Мекку". Позже она сообщала, что у брата ухудшилось зрение, в медпункте СИЗО у него диагностировали конъюнктивит.
Летом 2025 года Гизатуллин писал родным, что "в камере все хорошо", но "плохо, что нет холодильника, продукты быстро портятся, стараемся в холодной воде держать в баке". Он добавил: "У меня появилось много братьев "баймакских".
Ахметов родился 4 августа 1975 года в селе Подольск Хайбуллинского района Башкортостана. По данным правозащитного проекта "Поддержка политзеков. Мемориал", Ахметов – "отец несовершеннолетних детей, подполковник в отставке, риэлтор", проживал с семьей в Баймаке. В последнее время занимался продажей квартир.
По словам жены Ахметова Нурии, его задержали 26 января 2024 года. В тот же день Кировский районный суд Уфы по ходатайству СКР арестовал мужчину.
Аюпов родился 23 мая 1995 года. Проживал в Сибае, в 2015 году окончил в этом городе филиал Башкирского госуниверситета. Когда мужчину задержали, его ребенку "не исполнилось и трех месяцев".
4 февраля 2024 года Октябрьский районный суд Уфы отправил Аюпова в СИЗО.
17 января 2024 года судья Баймакского районного суда Башкортостана Элина Тагирова признала башкирского активиста Фаиля Алсынова виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды") и приговорила его к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. На оглашение приговора приехало несколько тысяч сторонников Алсынова, которые встретили решение суда с возмущением. На площади перед зданием суда произошли столкновения с силовиками, которые забрасывали протестующих гранатами со слезоточивым газом и избивали их дубинками. Протестующие в ответ закидывали полицию снегом. В итоге силовикам удалось вывезти Алсынова из здания суда только после того, как к ним прибыло значительное подкрепление.
После протестов в Баймаке Следственный комитет возбудил уголовные дела по двум статьям: организация и участие в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК РФ), а также применение насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Фигурантами этих дел стали около 80 человек.
14 августа 2025 года "Мемориал" признал политическими заключенными 46 осужденных фигурантов "Баймакского дела". 27 ноября политзаключенными были признаны еще 13 участников баймакских событий.