Ссылки

Новость часа

В первые дни войны украинские силовики уничтожили секретные материалы резонансных уголовных дел. Расследование Ирины Ромалийской


В Украине силовики в первый же день полномасштабного вторжения России уничтожали важные документы, которые могли попасть в руки врага. Среди прочего из Киева были вывезены тайные и секретные материалы уголовных дел, которые помечены грифом "особой важности".

Многие из них касаются России. Например, дело о продлении базирования Черноморского флота в украинском Крыму или дела бывшего президента Виктора Януковича, экс-главы СБУ и экс-министра обороны. Все трое бежали в Россию.

Источники в одном из правоохранительных органов передали Настоящему Времени внутренний документ, в котором подробно описывается, кто и как решил уничтожить секретные материалы важных уголовных дел.

Дополнение (8 июля, 20:00 мск): Офис генерального прокурора Украины подтвердил результаты расследования Настоящего Времени об уничтожении секретных материалов по резонансным уголовным делам. Редакция НВ получила ответ на свой запрос из офиса генерального прокурора Украины, в котором говорится: "Отдельные материальные носители секретной информации в запрашиваемых вами уголовных производствах, процессуальное руководство в которых совершается прокурорами, уничтожено Управлением режимно-секретной работы и защиты информации Государственного бюро расследований. Прокурорами в указанных уголовных производствах не давалось согласие на уничтожение этих материалов".

Корреспондент Настоящего Времени Ирина Ромалийская:

Сразу оговорюсь: мы не можем утверждать, что уничтожение этих документов является преступлением. Но эксперты, с которыми я разговаривала, утверждают: все признаки налицо.

У меня в телефоне – внутренняя докладная записка одного из силовых органов страны. Мне ее передал источник. В ней описано, как Госбюро расследований уничтожило тайные материалы важных для страны уголовных дел. Сам факт того, что ведомство уничтожило секретные материалы важных дел, я подтвердила у трех независимых друг от друга источников. А в этом документе есть подробности:

  • 24 февраля, в полвторого ночи, то есть за два с половиной часа до начала широкомасштабного вторжения, из центрального офиса Государственного бюро расследований (ГБР) вывозят тайные материалы уголовных дел. Но не все, часть остается в Киеве, и их уничтожают.
  • В семь утра 24 февраля тайные материалы уже в Хмельницком – это больше чем в трех сотнях километров от столицы, запад Украины.
  • 25 февраля в 9:30 утра в Хмельницкое управление ГБР приезжает из Киева глава органа Алексей Сухачов и там подписывает бумагу, позволяющую уничтожить очередную партию тайных документов. Некоторые из них с грифом "Особо важные". Подчиненные приступают к выполнению задачи. И занимаются уничтожением материалов вплоть до 26 февраля.

Какие секретные материалы были уничтожены

О "Харьковских соглашениях". Харьковскими называют соглашения, подписанные в Харькове в 2010 году тогдашними президентами Украины и России Виктором Януковичем и Дмитрием Медведевым. Украина соглашается, что российский Черноморский флот остается в Крыму до 2042 года, а Россия в обмен продает Украине газ со скидкой. Заседание в Верховной Раде, на котором рассматривается вопрос ратификации этих соглашений, становится скандальным. Спикера обстреливают яйцами, в зале дымовые шашки, драки.

В результате спустя несколько лет Россия захватывает Крым, в том числе при помощи Черноморского флота. А в 2021 году СБУ возбуждает дело о госизмене. Среди подозреваемых бывший президент Украины Виктор Янукович, его премьер Николай Азаров, после Майдана оба бежали в Россию. На допросы вызывались многие видные политики и депутаты.

Дело об "обнищании армии". Его завели еще в 2014 году. Прокуроры выясняли, почему с начала 1990-х и вплоть до Майдана 2014-го Украина массово продавала, а часто и просто отдавала оружие и технику. Примеры в эфире канала "1+1" приводила нынешний генпрокурор Украины Ирина Венедиктова: "1992 год. 2883 тактических ядерных заряда переходит к Российской Федерации. Поисково-спасательный корабль "Ямал" вышел в рейд к Балтийскому флоту и в порт прописки уже не вернулся. Такая же ситуация с большой подводной лодкой БС-555. Восемь вертолетов. Из них четыре были перегнаны в Анапу, это Ми-14ПЛ. Около 40 самолетов топливной авиации сняли с вооружения, разукомплектовали, погрузили на баржи. Куда делись баржи, никто до сих пор не знает. Шесть сверхзвуковых тактических фронтовых бомбардировщиков Су-24 полетели на учения в Российскую Федерацию и не вернулись".

Этот список Ирина Венедиктова читала минут пять. Танки, оружие, военные корабли и катера, ракеты отдавались или продавались, расформировывались целые воинские части. Китаю по цене металлолома был продан почти достроенный авианосец "Варяг". Там его переименовали в "Ши Лан", и теперь он один из флагманов китайских ВМС. Все это при разных президентах и министрах. Среди последних подозреваемых названы Виктор Янукович, глава его Генштаба Владимир Замана и два его бывших министра обороны – Дмитрий Саламатин и Павел Лебедев. У двух последних, кстати, согласно выводам расследования парламентариев, могло быть российское гражданство.

Российское гражданство, по утверждению прокурора Дениса Иванова, который ведет дела Майдана, было и у тогдашнего главы СБУ Александра Якименко. Секретные материалы в деле Якименко тоже уничтожены. Дело о причастности тогдашнего главы СБУ Александра Якименко к силовому разгону Майдана. По версии постмайдановского следствия, которую еще в 2014-м озвучивал глава службы Валентин Наливайченко, именно Якименко 18 февраля 2014 года отдал приказ о начале антитеррористической операции, так тогдашняя власть называла силовую зачистку протестного Майдана. В результате все закончилось массовыми убийствами украинских граждан.

Среди уничтоженных тайных материалов, утверждают мои источники, есть и документы из так называемого угольного дела Медведчука, ближайшего соратника российского президента Путина в Украине, сейчас он под арестом. Медведчука обвиняют в государственной измене. На допросах СБУ он рассказывает о схеме закупок угля для Украины у "ДНР" и "ЛНР" за наличные. И, говорит, все это было с согласия действующего тогда украинского президента Петра Порошенко.

Вот, например, перехваченный телефонный разговор Медведчука с Дмитрием Козаком, который тогда был замглавы правительства Российской Федерации: "Я вчера вечером говорил c президентом, и мы уже отошли от всех этих налогов на зарплату. Я говорю: "Слушай, мы с ними рассчитываемся, они часть берут наличными".

Теоретически оригиналы этих записей тоже могли быть уничтожены в первые часы и дни после вторжения.

Еще из записки, которая есть у меня, следует, что были уничтожены секретные материалы по нескольким делам, где фигурирует бывший президент Петр Порошенко. О производстве военных кораблей на заводе "Кузня на Рыбальском", о назначении замглавы внешней разведки Сергея Семочко и о том, почему осенью 2018-го украинские корабли проходили через Керченский пролив, в результате чего были захвачены.

Всего, согласно записке, в Госбюро расследований после 24 февраля уничтожили секретные материалы 140 уголовных дел и более 500 материалов НСРД, то есть негласных следственных действий.

Чаще всего это прослушки, тайные видеозаписи, слежка. Тайными материалами дела, например, могут быть засекреченные приказы спецслужб, документы, изъятые в администрации президента, правительства и так далее. Главный вопрос: законно ли уничтожались эти материалы?

Что по этому поводу говорят юристы

Сергей Горбатюк – бывший прокурор, который несколько лет возглавлял следствие по делам Майдана. И Виталий Титыч, адвокат, в том числе потерпевших в делах Майдана. Кстати, оба сейчас защищают Украину.

"Наступления, насколько мне известно, в направлении Хмельницкого не осуществлялось. Если какая-то была информация о том, что что-то такое могло быть, то вывоз мог быть дальше – во Львов, Ивано-Франковск. Поэтому если они были уничтожены, то это не только незаконно, а есть и уголовная ответственность за несохранность или уничтожение материалов тайных", – считает бывший прокурор Сергей Горбатюк.

"Действительно, в начале полномасштабного вторжения были серьезные проблемы, было серьезное отсутствие коммуникаций. Должно быть расследование, должно быть дано объяснение, при каких обстоятельствах, тогда мы сможем понять, что это было", – уверен адвокат Виталий Титыч.

Пока мы до конца не можем понять, что это было, есть еще один важный вопрос. А к чему это приведет? В этой докладной записке, которую мне передали источники в одном из правоохранительных органов, делается такой вывод: "По результатам этого перспективы расследования этих уголовных производств и их направление в суд сомнительны". Так ли это? Вот мнения моих экспертов.

"Относительно перспектив, я бы тут такую трагедию не делал. Но тут первая ремарка, нужно понять: мы выходим с диспозиции добросовестности этих лиц, которые уничтожали, то есть они хотели сберечь. Это одна история. А если цель была другой – сделать невозможным в дальнейшем расследование уголовного производства, то тут специалисты работали, тогда последствия могут быть негативными", – говорит Виталий Титыч.

"Влияет ли это серьезно, может вам сказать конкретный прокурор и следователь в деле. По моему убеждению, такие случаи существенно усложняют, но сказать, что ставят крест на каких-то делах, – я бы так не сказал", – такого мнения придерживается Сергей Горбатюк.

Давайте подведем итог. Часть секретных материалов всех этих важных для украинского государства уголовных дел была уничтожена в первые дни полномасштабного вторжения. И это может в итоге привести, согласно выводам наших экспертов, как минимум к сложностям во время доказывания вины подозреваемых.

Сложно сказать, почему уничтожены эти материалы, паника ли это, халатность или злой умысел. И главное, как это все реально повлияет на расследование дел.

Настоящее Время обратилось с запросом в Госбюро расследований, 6 июля сроки для ответа истекли. И мы получили ответ: слишком много нужно собрать информации, поэтому ведомство продлевает сроки ответа на запрос на 20 рабочих дней.

XS
SM
MD
LG