Ссылки

Новость часа

"Первый шаг на пути к созданию трибунала". Украинский дипломат – о Центре расследования агрессии России, который открыли в Гааге


Украинский дипломат Антон Кориневич о Центре расследования агрессии России, который открыли в Гааге
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:25 0:00

Украинский дипломат Антон Кориневич о Центре расследования агрессии России, который открыли в Гааге

В Гааге начал работу Международный центр расследований российской агрессии против Украины. Фактически речь идет о размещении на общей платформе уже собранных разными странами доказательств преступлений, а также их анализ и разработка стратегий обвинения. Выносить обвинений и привлекать преступников к ответственности созданный центр не будет. Однако главное его значение в том, что в нем будет вестись совместная работа многих европейских стран, США и Международного уголовного суда по построению доказательной базы именно касательно преступления агрессии. Виновным в такого рода преступлениях может быть признана политическая верхушка страны, так как речь идет об ответственности за начало войны. Другими словами, Международный центр в Гааге будет собирать доказательства, чтобы привлечь к ответственности Владимира Путина и его окружение.

Кто присоединится к этому центру и как он будет работать – об этом мы в эфире Настоящего Времени спросили Антона Кориневича, посла по особым поручениям МИД Украины.

— Можете поподробнее рассказать о работе Международного центра по расследованию российских преступлений против Украины – на что стоит обратить внимание, в чем его особенность?

— Мы начали работать над созданием этого центра довольно давно, потому что понимали, что на пути к созданию специального трибунала нам, безусловно, надо создать структуру, которая будет заниматься расследованием преступления агрессии. Это абсолютно логичный шаг – до судебного процесса должно быть расследование и, скажем так, перечень возможных обвиняемых. Поэтому создание какой-то структуры, которая бы занималась расследованием, было изначально одной из главных целей. Мы рады, что в принципе за короткое время было принято политическое решение, и сегодня оно материализовалось – у нас создался Международный центр по расследованию и уголовному преследованию за совершение преступления агрессии против Украины.

Это действительно исторический момент. И я думаю, что те коллеги, которые интересовались, видели, что соответствующая публикация на сайте Евроюста названа "History in the making", то есть "История в действии". Этот центр – первая международная инициатива по расследованию преступлений агрессии после Второй мировой войны. То есть никогда до этого преступление агрессии не было расследовано с международным участием. Это действительно очень важно.

На базе Евроюста создается этот центр, где будут работать прокуроры и исследователи из государств-членов JIT – совместной следственной группы. Украина, Польша, страны Балтии, Румыния, Словакия, участники Евроюста, офис прокурора Международного уголовного суда, которые будут собирать доказательства совершения преступления агрессии высшим политическим и военным руководством Российской Федерации. Безусловно, эта работа не должна проходить впустую, и все мы рассчитываем, надеемся, что результаты работы, в том числе этого центра ICP, лягут в основу дальнейшей работы судебных органов. В том числе, мы надеемся, и новосозданного Специального трибунала по преступлению агрессии против Украины

— То есть Международный центр – это такая организация, которая только собирает информацию, а решение будет приниматься, как вы сказали, другими органами. А какими, если не Международным трибуналом?

— Безусловно, это центр по расследованию, по координации расследования. То есть, это место, где следователи и прокуроры в Гааге будут совместно работать для того, чтобы координировать расследование именно по преступлению агрессии, по которому Международный суд сейчас не может совершать свою юрисдикцию. И да, учитывая, что сейчас нет международного судебного органа, который может заниматься преступлением агрессии против Украины, мы видим создание этого центра как первый серьезный юридический шаг на пути к созданию специального трибунала.

— А сейчас из кого этот центр состоит? Я так понимаю, к нему еще могут присоединиться [участники], к расследованию преступлений.

— Центр является частью JIT (Joint investigation team) – совместной следственной группы, в которую входят Украина, Польша, страны Балтии, Румыния, Словакия, а также принимают участие Евроюст, офис прокурора Международного уголовного суда. То есть эти государства могут направлять туда следователей и прокуроров для того, чтобы они там работали. Кроме этого, другие государства, которые не являются участниками JIT, могут заключить меморандум о взаимопонимании с JIT и направлять для работы в центре своих прокуроров и следователей. В частности, так уже сделали США, представитель Department of Justice, прокурор, будет принимать участие в работе центра. Центр, безусловно, открыт не только для государств-участников совместной следственной группы, но и для других государств, которые хотят поддержать его работу.

— Эти доказательства кем и в каких юрисдикциях могут быть использованы, если не самой Украиной?

— Сейчас они могут быть использованы самой Украиной либо государствами-участниками JIT, которых мы перечислили. Но, безусловно, мы понимаем, что национальных расследований и национальных преследований за преступление агрессии против Украины недостаточно. Поэтому большой целью этого всего является подготовка дела по преступлению агрессии против Украины, которое ляжет в основу будущего Специального трибунала.

Еще раз повторюсь: мы расцениваем создание этого центра как очень важный этап, по сути, это действительно историческое достижение для международного права. Международное право этого не видело после 1945-1946 годов XX столетия, и мы рассчитываем, что это, безусловно, шаг на пути к созданию Спецтрибунала.

— Есть ли какой-то дедлайн, до какого момента будут собираться доказательства или все зависит от ситуации на фронте? Только когда закончится война, только когда Украина победит и все территории, которые были ранее оккупированы Россией, будут деоккупированы, – только тогда можно будет говорить о каком-то судебном процессе?

— Украина, безусловно, победит. Но я думаю, что сегодняшний запуск центра показал, что мы работаем над этим делом уже сейчас, мы не ждем завершения войны. Потому что всегда было видно, и в том числе во время Второй мировой войны, что такие процессы надо запускать до завершения конфликта.

— По вашим ощущениям, на каком вообще этапе сейчас создание специального трибунала? С чем вы сталкиваетесь, с какой проблемой касательно его создания?

— Вы знаете, я бы не говорил о проблемах. Создание трибунала находится на конструктивной стадии консультаций, у нас есть много международных партнеров, которые поддерживают цель. Главный принцип – должна быть устранена юридическая брешь в том, что сейчас нет судебного органа, который может привлекать к ответственности за совершение преступления агрессии против Украины. Надо создать обязательно соответствующий судебный механизм. Государств, которые нас поддерживают в этой цели, довольно много – и это ключевые партнеры Украины. Нам сейчас надо договориться о модальности, о формате создания такого органа. Это, безусловно, не сиюминутное дело, не дело, которое можно завершить за какое-то короткое время, потому что это вопрос создания отдельного нового судебного механизма. Мы на пути, и я уверен, что у нас все получится. Но о каких-то дедлайнах говорить, наверное, сейчас преждевременно.

XS
SM
MD
LG