Ссылки

Новость часа

"Она рада, что теперь ее слова услышаны". Вышел фильм о Реалити Виннер, рассказавшей миру о вмешательстве России в выборы президента США


Третьего июня 2017 года в дом бывшей военнослужащей ВВС и переводчицы Агентства национальной безопасности Реалити Виннер прибыли агенты ФБР. Агенты допросили Виннер по подозрению в ненадлежащем обращении с секретной информацией. Речь шла о документе АНБ с результатами расследования вмешательства России в выборы президента США, опубликованном в онлайн-медиа Intercept. 23 августа 2018 года Виннер была приговорена к пяти годам и трем месяцам лишения свободы за нарушение Закона о шпионаже.

Агенты записали допрос. В 2019 году драматург Тина Саттер использовала эту стенограмму в качестве основы для пьесы "Это здесь комната?", поставленной на Офф-Бродвее. Через три года Саттер адаптировала пьесу для экрана. "Реалити" ее режиссерский дебют.

Героиня в исполнении звезды сериала "Белый лотос" Сидни Суини та, которую не выделить в толпе: белокурые волосы в пучок, простое лицо, джинсовые шорты, белая рубашка, сдержанное поведение. Она патриотична, спортивна, занимается йогой, взяла собаку из приюта, имеет распятие на стене, пистолет под кроватью и Коран, а также свободно владеет фарси, дари и пушту. Доброжелательная и одновременно загадочная американка.

История начинается почти как светский разговор на лужайке в жаркий день. Агенты сама любезность. Запись допроса довольно нейтральный документ. Никто не повышает голос, не держит впечатляющие паузы, не хлопает дверью. Тина Саттер использует лишь то, что у нее есть в наличии: стенограмма, трое актеров, одна комната. Последняя, кстати, выход на иной драматургический уровень; сама Реалити признается, что не любит там бывать, но это единственное место в доме, где можно поговорить один на один. Хозяйка и гости попадают туда как в ловушку: неуютное пустое помещение с грязно-белыми стенами.

Саттер повышает напряжение постепенно. Все меньше улыбок, все более тяжелые и колючие взгляды. В лице Реалити начальная невинность уступает все большему смущению, а затем уже откровенному срыву (Суинни великолепно передает эти трансформации). Это не сказка о шпионах, а судебный процесс с оттенком кафкианской безжалостности. Места, вычеркнутые в записи из соображений безопасности, режиссер превращает в акценты абсурда: сначала исчезают фразы, а затем, резко и пугающе, в духе Дэвида Линча, люди. Повествование погружается в некий вид кошмара. И когда Реалити выходит на ту же поляну перед своим крыльцом полностью сломленной, ее арест выглядит уже чистой формальностью.

Саттер идеально сбалансировала свой дебют между психологической драмой, политическим фильмом и жестким триллером. В заключительных титрах указано, что поступок Виннер способствовал улучшению безопасности национальной системы голосования. Демократия уязвима, но ее сила в диалоге и умении признавать ошибки. "Реалити", кроме всего прочего, является крайне убедительным напоминанием об этом.

В рамках международного проката картины состоялась пресс-конференция Тины Саттер.

Свои вопросы режиссеру также задал корреспондент Настоящего Времени.

Тина, как вы обнаружили эту стенограмму?

Когда в июне 2017 года в новостях появилась Реалити Виннер, я не обратила на нее особого внимания. Помню, увидела фотографию молодой блондинки и была сбита с толку ее именем, подумав, что речь идет о реалити-шоу. Но в декабре того же года на сайте New York Magazine я наткнулась на статью о Реалити, и там было больше ее фото и подробности ее жизни. И там же была ссылка: "Читайте о дне, когда ФБР посетило Реалити в ее доме". Я нажала и попала на страницу в Politico, где появилась эта расшифровка, похожая на пьесу с персонажами: Виннер, агент Гаррик, агент Тейлор.

В какой момент вы решили взять стенограмму в работу?

Я была просто заворожена противостоянием этой девушки в шортах и вооруженных людей и подумала, что нашла захватывающую историю, похожую на триллер сразу почувствовала, что это не только пьеса, но и фильм. В этом тексте много силы. Стенограмма передает заикание, кашель, лай собак, а предложения настолько лексически реальны, что их невозможно выдумать.

Я чувствовала сильную тягу к этому вызову и ограничению и понимала, что целостность произведения будет наиболее убедительной, если мы покажем, что произошло, как произошло и кто что сказал. Сделать что-то с художественным намерением, но сохранить язык реальным.

Пьеса имела большой успех на сцене. А когда вы решили превратить ее в фильм?

Пьесу я начала писать в январе 2018-го, а через год состоялась премьера в Нью-Йорке. К осени следующего года она переехала на Бродвей. Люди откликались на стенограмму. А в самом начале пандемии я находилась в Бруклине в изоляции и написала первый вариант сценария. За год до этого я познакомилась с замечательными кинопродюсерами. Они прочитали сценарий, и дело пошло. Так что фильм состоялся в значительной степени из-за пандемии и карантина.

Реалити Виннер
Реалити Виннер

Вам удалось поговорить с Реалити до начала съемок?

В июне 2021 года ее выпустили из тюрьмы под надзор, и к этому моменту основной черновик был завершен. На этапе подготовки я регулярно общалась с ней, а она общалась с другими руководителями отделов и с Сидни. У них были свои замечательные отношения. Было очень трогательно и важно поговорить с самой Реалити.

Это привело к существенным изменениям в сценарии?

90 процентов сценария это расшифровка, а остальные моменты основаны на том, что я знала, например, где она была до того утра. Наши разговоры часто были очень эмоциональными, а когда она была в веселом настроении, то делилась какими-то деталями. Например, рассказала мне, что агенты ФБР приехали в ярких цветных рубашках для гольфа помню, как мы с ней смеялись по телефону. И это замечательная деталь, так что я подумала, что мы можем сделать что-то веселое, добавить немного цвета, но без особых изменений в сценарии. Потому что, повторюсь, все уже было.

Какое впечатление произвела Реалити на вас как человек?

Я представляла, что она будет очень смешной, сухой, умной и немного неожиданной, и именно такой она и была. Она просто очень забавная, очень откровенная, с очень широкими границами. Я ее уважаю как личность, не говоря уже о ее действиях и о том, как она справилась с последствиями.

Ваш подбор актеров безупречен в первую очередь, Сидни Суини. Как она появилась в проекте?

Я знала, что Сид превосходна, но она была не очень доступна для переговоров. Наконец мы с ней пообщались в Zoom, и мне стало ясно, насколько она умна. Было что-то захватывающее в том, как проницательно 25-летняя Сидни рассказывала о Реалити, другой уникальной молодой женщине. Одним словом, отличное сочетание, а когда Сид начала читать, то была великолепна. Действительно взволнована и заинтересована в том, чтобы сыграть эту роль. Она априори уважает содержание так, как это делаю я. Именно так она и появилась.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Действие происходит почти полностью в одном пространстве, с очень маленьким актерским составом, диалоги взяты непосредственно из стенограммы. Были ли какие-то сложные моменты для эмоциональной партитуры фильма?

Действительно сложно поддерживать разговор на нужном эмоциональном уровне весь фильм, особенно когда героиня оказывается с агентами в задней комнате. Мы с Сидни говорили об этом: надо сохранить часть эмоций, чтобы взорвать их в нужный момент, потому что она будет только в этой обстановке и будет отвечать на вопросы этих двух мужчин. И Сидни дала прекрасные диапазоны, ввела в фильм несколько потрясающих нюансов.

Какие основные изменения вы внесли при переходе от сцены к экрану?

В спектакле все по-другому. Никаких реальных декораций. Четыре актера выходили на платформу и вели разговор. Просто диалог, исполненный очень реалистично. А для фильма следовало проникнуть в тот день, например зайти в офис и увидеть там Реалити. На каждом спектакле в фойе были настоящие фотографии Реалити. Зрители проходили их, чтобы попасть на спектакль. Мне было важно показать: этот человек реален и вы собираетесь увидеть нашу версию ее жизни. А в кино более трудная задача: как включить эти грани реальных вещей в повествование, не отнимая у Сидни то, что она делает с ролью, но давая маленькие напоминания о том, что действительно произошло в тот день? Так что это было нечто иное, вплетенное в фильм.

И последнее, почему, как мне кажется, меня заинтересовал этот материал: помимо диалогов и бытового мира 25-летней девушки, меня завораживало то, что в обычном доме происходит геополитический допрос 25-летней девушки с ее котом, собакой, книгами по фарси и так далее. Я всегда хотела показать эти детали и знала, что они не работают в театре, но в фильме – другое дело.

Нравятся ли вам работы Дэвида Линча? Мне кажется, есть нечто общее в атмосфере вашего фильма с его стилистикой.

Я люблю фильмы Линча. Есть очень любопытные вещи, которые он делает как художник. То, как он относится к женским персонажам, особенно интересно для меня. Так что да, это отразилось на моем кино. Спасибо, что отметили это.

Реалити видела фильм?

Нет. Для нее это слишком сложно. Она говорит, что не может заново переживать тот день. Однако она очень поддерживает проект. Для нее очень важно, чтобы ее слова были опубликованы. О ней много пишут, но она очень рада, что теперь ее слова услышаны.

XS
SM
MD
LG