Ссылки

Новость часа

Забытая революция. Как создавался фильм "Лето соула" и за что получил "Оскар"


В Лос-Анджелесе прошла 94-я церемония вручения премии Американской киноакадемии "Оскар". Церемония запомнится надолго не только дракой, устроенной на сцене Уиллом Смитом, и первой статуэткой актера. Уроженка Украины актриса Мила Кунис объявила минуту молчания, посвященную жертвам войны в Украине. "Оскар" также объединился с Twitter и провел голосование пользователей соцсети за любимый фильм и эпизод из него. А награду за "лучший фильм" впервые получила картина с неслышащими актерами в главных ролях.

В номинации "Лучший документальный фильм" в этом году преобладали работы с правозащитной тематикой.

  • "Аттика" Стэнли Нельсона и Трейси Карри (США) рассказывает о восстании заключенных в тюрьме строгого режима, в сентябре 1971 года жестоко подавленном властями.
  • "Текст в огне" (сорежиссеры Ринту Томас и Сашмит Гош, Индия) – об уникальной газете в индийском штате Уттар-Прадеш, уже более 15 лет издаваемой женщинами из касты неприкасаемых.
  • "Побег" (Йонас Поэр Расмуссен, Дания-Франция-Швеция-Норвегия), выполненный в технике документальной анимации, – воспоминания молодого ученого, гея Амина Наваби, о детстве в Афганистане и дальнейшем побеге сначала оттуда, а затем из России.
  • "Восхождение" Джессики Кингдон (США) – ироничное исследование обратной стороны китайского "экономического чуда" и той цены, которую рядовые китайцы платят за поддержание роскошного фасада диктатуры.

Но, при всей актуальности этих претендентов, статуэтку получила музыкальная хроника "Лето соула" (Ахмир Томпсон, США).

В основе сюжета "Лета соула" события Гарлемского культурного фестиваля 1969 года в нью-йоркском парке Маунт-Моррис. В течение шести недель на сцене выступали такие афроамериканские звезды, как Стиви Уандер, Махалия Джексон, Нина Симон и другие. Охраной порядка занимались легендарные "Черные пантеры".

По просьбе организатора и ведущего фестиваля Тони Лоуренса (также успешного исполнителя соула) телепродюсер Хэл Тульчин записал на видео около сорока часов фестиваля, "Черного Вудстока". Отрывки записей транслировались в двухчасовых телевизионных передачах в июле и сентябре 1969 года на телеканалах CBS и ABC. В течение нескольких лет Тульчин без особого успеха пытался заинтересовать вещателей записями, однако, по словам продюсера, "никого не интересовало черное шоу". В итоге пленки оказались в подвале, где пролежали неопубликованными около 50 лет.

В 2004 году Джо Лауро из Архива исторических фильмов узнал о существовании записей и связался с Тульчиным. Он оцифровал и каталогизировал материал в надежде поработать над картиной о фестивале 1969 года, однако проект так и не увидел свет, в том числе из-за смерти Тульчина. Позже права на экранизацию приобрел продюсер Роберт Файволент. Работать над фильмом пригласили известного хип-хоп-исполнителя, диджея, музыкального журналиста, обладателя пяти "Грэмми" Ахмира "Квестлава" Томпсона, для которого "Лето соула" стало режиссерским дебютом.

Ахмир Топмсон
Ахмир Топмсон

Фильм начинается с разговора с одним из посетителей фестиваля Мусой Джексоном: "Все, что я помню, – это как мы идем на этот невероятный концерт в парке и видим просто море черных людей". По своей массовости фестиваль действительно стал явлением уникальным и для Нью-Йорка, и для тогдашней Америки. Чтобы показать беспрецедентность тех событий, Томпсон пошел единственно верным путем – привлек в качестве комментаторов людей из разных социальных и профессиональных групп. От простых посетителей, таких как Муса, до звезд калибра того же Стиви Уандера, от активистов "Черных пантер" до репортеров New York Times, от музыкальных продюсеров до видного правозащитника, морального авторитета афроамериканской общины Джесси Джексона.

Джесси Джексон
Джесси Джексон

Конечно, в центре сюжета в первую очередь музыка. Томпсон придает съемке Тульчина воистину второе дыхание, с помощью виртуозного монтажа превращая каждый концертный номер в настоящую аудиовизуальную феерию. Режиссер дает и своего рода визуальные комментарии: врезки телепрограмм, кинохроники и даже рекламы тех лет. Томпсон помещает Гарлемский фестиваль в максимально широкий политический, социальный, экономический и культурный контекст. Мы узнаем об афроамериканской моде тех лет, о героиновой эпидемии, захлестнувшей Гарлем, о быте небогатых домовладений, о духовных корнях самых популярных музыкальных стилей, о влиянии церкви и религии, об отношениях между разными этническими группами, о ситуации в ЮАР, даже об отношении афроамериканцев к приземлению человека на Луну в июле того же года (спойлер: довольно равнодушном – на фоне общих лишений и расизма этот дорогостоящий проект казался посетителям Маунт-Моррис-парка напрасной тратой денег).

После массовых беспорядков, спровоцированных убийством Мартина Лютера Кинга в 1968 году, этот концертный марафон стал своего рода болеутоляющим и одновременно профилактикой новых вспышек насилия. Ведь, по сути, артисты на сцене делали то же, что и гражданские активисты на улицах: говорили от имени угнетенных, несли миссию освобождения.

Каждый куплет, каждый аккорд в те дни обретал силу манифеста, сравнимую с силой оружия. В парке была не только хиппующая молодежь, в отличие от того же "Вудстока", но вся афроамериканская община: семьи с детьми и старики. Томпсон блестяще передает атмосферу этой ритмичной, воспетой десятками голосов, сияющей сотнями цветов революции, а также воссоздает панораму жизни в тогдашней Америке. И это выводит "Лето соула" из жанра киноконцерта на уровень полноценного исторического фильма.

Полностью название картины Томпсона звучит так: "Лето соула, или Когда революцию нельзя было показать по телевидению". Теперь это удивительное восстание вышло на большие экраны и получило признание Киноакадемии.

XS
SM
MD
LG