Ссылки

Новость часа

"Пусть возвращают мою землю!" Снос дома многодетной семьи в Кыргызстане выявил проблемы "земельной амнистии". Что не так с этим законом?


Проблемы земельной амнистии в Кыргызстане: у многодетной семьи снесли дом, это привело к протестам
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:14 0:00

Проблемы земельной амнистии в Кыргызстане: у многодетной семьи снесли дом, это привело к протестам

Громкая история в Бишкеке: власти снесли дом многодетной семьи в жилмассиве Ак-Орго. По решению суда мать и четверо детей остались на улице, так как их документы на землю и построенный на ней дом были признаны недействительными.

Видео, на котором Марал Шаболотова вместе с четырьмя маленькими детьми сидит у развалин собственного дома, возмутило многих в Кыргызстане.

"Для меня этот двухкомнатный дом был единственной крышей над головой. Я по крупицам копила на этот дом, я купила землю. Я не захватила, мне некуда идти. Если было куда, я бы просто уехала", – объясняет женщина.

Шаболотова говорит, что купила участок в жилмассиве Ак-Орго 10 лет назад и сделала это законно, однако позже документы на тот же участок земли получили другие люди. Семь лет разбирательств в суде женщине не помогли. Суд она проиграла, а тот постановил снести дом многодетной семьи.

Снос дома вызвал возмущение многих жителей жилмассива. Люди вышли на митинг и едва не избили и представителей власти, и соседку Шаболотовой, которой свой суд удалось выиграть. В конфликт пришлось вмешаться милиции. На следующий день на место сноса дома приехал президент Садыр Жапаров с генпрокурором. Глава государства заверил, что семья Шаболотовой получит квартиру от государства.

Но сотни людей, которые находятся в ситуации, схожей с ситуацией Марал, опасаются, что однажды также останутся без жилья, и просят правительство удалить из постановления о земельной амнистии пункт 27 – о том, что для получения документов нужно согласие собственника земли.

"У нас в Ак-Ордо ни один человек не захватывал землю, все в свое время купили ее у посредников за собственные деньги, – объясняет это требование Мирбек Осмонов, квартальный жилмассива Ак-Ордо (Бишкек). – Эти люди могут говорить, что, мол, они остались на улице, без земли, что их участки захватили. Но они в свое время их продали и получили свои деньги! Если покопаться – ​можно найти и договоры купли-продажи!"

Президент Садыр Жапаров уже пообещал внести поправки в закон о земельной амнистии. Но это вызвало недовольство уже другой стороны.

Самострой и нелегализованное жилье (например, капитальные постройки на землях дачных хозяйств) – большая проблема Кыргызстана и других стран Центральной Азии. Как правило, люди в таких поселках живут без документов и не имеют возможности "прикрепиться" к школе или поликлинике. Часто в поселках-самостроях также нет воды, электричества и дорог.

В Душанбе целый район 20 лет не может оформить документы на жилье
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:22 0:00

Год назад по инициативе президента в Кыргызстане была запущенна земельная амнистия. В теории она позволяет гражданам легализовать незаконно застроенные земельные участки и получить на них документы. Но амнистия также вскрыла большую проблему: вокруг многих земель, особенно в Чуйской области в окрестностях Бишкека, идут судебные разбирательства за земельные участки. Хозяева участков судятся как с захватчиками, которые пытаются отнять их землю, так и с теми, кто приобрел участки у мошенников.

"Эти люди говорят, что им якобы продали участки, но даже не предъявляют документы о покупке, – ​рассказывает Нурлан Эркинбаев, житель Чуйской области. – На что уважаемый Садыр Жапаров сразу заявляет, что "теперь это ваше", и поручает исключить из закона пункт 27. Но мы ведь живем в правовой стране?"

Группа людей, не согласных с решением президента, подала заявление в Генпрокуратуру. Они уверены что решение Садыра Жапарова сделает их бесправными в земельных спорах.

"​Если уберут 27-й пункт, то я останусь без земли. Пусть тогда возвращают мою землю! – ​возмущается Айсалкын Сманова, еще одна жительница Чуйской области. –​ Это же неправильно так делать! Я ходила к тем людям, которые построили там дом. Но они даже близко не подпускают и говорят: "Куда хочешь жалуйся!" Сейчас дело в суде".

Гражданский активист Руслан Акматбек считает, что проблема, которую выявила земельная амнистия, заключается в слабой работе госорганов Кыргызстана. По его словам, ни чиновники на местах, ни суды не нацелены на помощь кыргызстанцам, а президент не сможет лично реагировать на все случаи.

"Это, конечно, хорошо, когда президент реагирует, это большой части народа нравится. Но это же не решает проблему, это решает проблему лишь отдельных граждан, –​ отмечает он. –​ Жапаров зарабатывает себе очки, но мы остаемся без системных реформ. А без фундаментальных решений вот эти события будут повторяться в регулярном порядке".

В прошлом году в Кыргызстане было зарегистрировано более 140 тысяч участков, где были незаконно построены жилые дома и фундаменты. Для того чтобы легализовать большую часть из них, придется трансформировать почти две тысячи гектаров земель. Многие из них ранее были пахотными.

XS
SM
MD
LG