Ссылки

Новость часа

Российский и армянский политологи – о роли России в Нагорном Карабахе: "Задача – поддерживать тлеющий конфликт, чтобы иметь влияние"


Эвакуация мирного населения из Нагорного Карабаха. Минобороны РФ заявляет, что российский миротворческий контингент эвакуировал пять тысяч человек
Эвакуация мирного населения из Нагорного Карабаха. Минобороны РФ заявляет, что российский миротворческий контингент эвакуировал пять тысяч человек

Ночью в Ереване продолжались локальные акции протеста против капитуляции Нагорного Карабаха. Накануне там были столкновения с полицией, есть задержанные. Акции протеста на площади Республики начались 19 сентября: сотни демонстрантов, собравшихся у здания правительства Армении, требовали отставки премьер-министра Никола Пашиняна, который, по их мнению, "ничего не делает" на фоне "антитеррористических мероприятий" Азербайджана в Карабахе.

Ночью в Ереване продолжались локальные акции протеста против капитуляции Нагорного Карабаха
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:57 0:00

20 сентября "антитеррористические мероприятия" в Карабахе были приостановлены – как заявили в Минобороны Азербайджана, после "обращения представителей армянских жителей Карабаха, поступившего через российский миротворческий контингент".

А Российское Минобороны заявило, что 20 сентября в Нагорном Карабахе погибли российские военные: их автомобиль был обстрелян, когда те возвращались с одного из наблюдательных постов. В Баку не взяли на себя ответственность за случившееся.

Тем временем Кремль рекомендовал обвинить в обострении конфликта в Нагорном Карабахе Армению и страны Запада. Об этом пишет издание "Медуза", в распоряжении которого оказалась методичка – ее администрация российского президента отправила сотрудникам государственных и лояльных Кремлю СМИ.

Об акциях протеста в Ереване и роли России в событиях в Нагорном Карабахе – Настоящему Времени рассказали эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности Рубен Меграбян и российский публицист и политолог Руслан Айсин.

Рубен Меграбян: "Россия инструментализирует произошедшее в Карабахе для того, чтобы ударить в главную мишень – Ереван"

Армянский политолог – об акциях протеста в Ереване
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:38 0:00

Почему люди выходят на протесты в Ереване против власти Армении?

– Эмоции, которые выплеснулись на улицы Еревана, разделяются всем армянским обществом. То, что произошло, – это военное преступление. Убиты люди. Это насильственные действия. Это такая извращенная трактовка понятия территориальной целостности, потому что территориальная целостность не может быть мандатом или индульгенцией на совершение насилия и создание невыносимых условий, которые будут заставлять людей покинуть свои города, свои села, где они живут десятилетиями, столетиями и тысячелетиями.

Естественно, с ратификацией Римского статута Республика Армения будет инициировать уголовное преследование всех тех, кто это все совершил.

А люди, которые выходят в Ереване, верят, что, протестуя против нынешнего правительства, можно как-то изменить власть в Армении, чтобы Армения вмешалась в конфликт? Сейчас Пашинян говорит, что Армения не принимает в этом участия.

– Конечно, Армения не принимает в этом участия, потому что альтернативой было бы принятие участия, что означало бы, что Армения выставляется стороной, которая совершает посягательство на территорию соседнего государства. Во всяком случае, Алиев будет так представлять Армению. Плюс к этому он оставит за собой так называемое право оказывать военное воздействие непосредственно на территорию самой Армении. Как мы знаем, соотношение сил таково, что, кроме ущерба, это Армении ничего не принесет. Это с одной стороны.

С другой стороны, если говорить о смене власти: хорошо, уходит эта власть. И кто приходит? И как? Эти люди не требуют внеочередных выборов, например. Более того, здесь собрались группы, которые склонны, мягко говоря, к насильственным действиям, и эти проявления имели место не только вчера, но и позавчера. Полиция пресекает эти действия. Были откровенные призывы к физическим расправам над руководством страны, призывы к насильственным действиям. Это все уголовно наказуемо.

Плюс к этому, здесь сторонники бывшего криминального режима, который был сметен людьми. Я вам скажу, что эти акции не носят многочисленный характер и не будут носить массовый характер, потому что у них нет социальной базы. Это при том, что все разделяют те эмоции, которые выплеснулись на улицы Еревана. Но в то же время есть понимание последствий любого варианта решений. И мы понимаем, что власть приняла решение, выбирая не между хорошим и плохим, а между очень плохим и катастрофическим.

Какую роль во всех этих процессах, которые привели к тому, что Нагорный Карабах переходит под контроль Азербайджана, сыграла Россия?

– Россия в этом сыграла решающую роль. Более того, мы видим, что у России свои тесные стратегические отношения с Азербайджаном. И в рамках этих отношений, которые были оформлены за полтора дня до вторжения России в Украину, [был подписан документ] – Декларация о союзническом взаимодействии. И вот они взаимодействуют. Я исключаю возможность такой операции без отмашки России, без гарантий со стороны России насчет собственного невмешательства и поощрения этих действий.

В чем интерес России? Россия инструментализирует произошедшее в Карабахе для того, чтобы ударить в главную мишень – Ереван. Мы видим, что Россия в своей политике задействовала практически весь свой инструментарий воздействия. Первый инструмент в роли вагнеровской кувалды – это режим Алиева. Второй инструмент – это те новые власти, которые Россия привела к рулю в Нагорном Карабахе буквально две недели назад. Это полностью российские марионетки. И третье – это пятая колонна и шестая палата в Ереване. Это все было задействовано синхронно. Но их расчет не оправдался.

С какой целью?

– Их цель – вовлечение Армении в войну и смена власти в Ереване.

Вы полагаете, они хотели смены правительства Пашиняна?

– Вот именно.

А почему?

– Например, господин Медведев в трезвом или не очень трезвом состоянии написал целый пост и выложил весь замысел Российской Федерации. В его сообщении говорится, что Армения предала Россию своими связями с Западом и поэтому должна быть наказана.

Армения – член ОДКБ. Она ждала помощи и в 2020 году от России по линии ОДКБ. По-вашему, то, что Армения на протяжении многих лет строила в том числе свою безопасность, договаривалась о мире в Нагорном Карабахе при посредничестве России, сейчас можно считать ошибкой?

– Сейчас этот вывод не только делается, но и озвучивается на самом высшем уровне. Вы, наверное, в курсе, что об этом говорил премьер-министр в одном из своих интервью итальянской La Repubblica. Если это констатируется на высшем уровне, то это еще и анонс процесса исправления этой ошибки. Потому что стратегическая ошибка в политике безопасности – это просто экзистенциальная угроза государству. Поэтому нужно срочно это исправлять, что бы там в Москве ни говорили. Сейчас это уже настоятельная необходимость, императив дня: изменить внешнеполитический курс страны и совершить стратегический разворот. Потому что после всего, что произошло, мы понимаем, что Россия – не только балласт, но и главный фактор дестабилизации в Армении. Картину мы видим.

Руслан Айсин: "Россия теряет остатки своего влияния на Южном Кавказе"

Политолог – о роли России в конфликте в Нагорном Карабахе
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:45 0:00

Что для России значит переход Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана? Как вы оцениваете реакцию российской пропаганды?

– Очевидным образом, Россия теряет остатки своего влияния на Южном Кавказе, прежде всего в Армении и Азербайджане. Россия, которая выступала якобы третьей, миротворческой стороной, таковой не оказалась, потому что ни Азербайджан не был доволен этим статусом, ни армянская сторона. Поэтому Россия выступает здесь сугубо статистом. Это вполне естественный процесс, когда империя теряет остатки своего влияния, и теряет очень болезненно, так что вчерашний партнер сегодня воспринимает ее как врага.

У России, судя по всему, нет никакой стратегии на данный момент, потому что противостоять тандему Азербайджана и Турции она не в состоянии. Предложить какую-то другую формулу она не может, да и доверия к ней на Южном Кавказе нет. И у самой России, судя по всему, нет ни дипломатических, ни военно-политических ресурсов, потому что все брошено на украинский фронт. Так что это естественный процесс ее ухода оттуда.

Вы говорите, что Россия теряет влияние. Это связано с войной, которую Россия ведет против Украины?

– Бесспорно связано, потому что "все для фронта, все для победы", и Украина сейчас, как я понимаю, в главном приоритете. Напомню, что и Римская империя не могла воевать на нескольких направлениях: она выбирала какой-то один участок и все силы бросала туда, потому что на все даже у такой мощной империи не хватало сил.

С Россией происходит нечто аналогичное. Мы знаем, что ее силы переброшены с границы с Норвегией. Хоть в Армении и существует некая российская военная база, но я думаю, что сейчас она сугубо формальная. Там наверняка штатные единицы сокращены до минимума. И все остальное, опять-таки, сконцентрировано на украинском направлении.

И главное, России просто нечего предложить. Доверие к ней практически нулевое как у армянской стороны, так и у Азербайджана. Азербайджан приобрел субъектность, Армения эту субъектность теряет и ищет новых друзей и партнеров. Мы знаем, что недавно были проведены учения с американцами в составе 56 человек. Как бы там ни было, это явно достаточно демонстративный разворот в сторону от России. Потому что Россия уже не предоставляет стратегической поддержки Армении. Плюс ко всему Армения будет выходить из ОДКБ. Считайте, что это последнее связующее звено с Арменией, потому что далее Армения будет точно переориентироваться.

Когда Россия вторглась в Украину, она нарушила столько своих обязательств и обещаний, что теперь ни одна из сторон конфликта в Карабахе не верит, что Россия может выполнять какие-то свои обещания?

– Конечно. Сам статус России как миротворца звучит уже, как мы понимаем, трагикомично. Никто в это не просто не верит – это звучит кощунственно. И мы видим реакцию армянской стороны на обвинения в адрес Путина и руководства. Соответственно, так или иначе будет и цивилизационный разворот.

Ведь то, что происходит с Грузией, – части, отторгнутые Грузией и поддержанные Россией, эти сепаратистские образования – то же самое было в Азербайджане с Карабахом, то же самое было в так называемых "Л/ДНР" и Приднестровье. То есть это форма влияния России на бывшие республики Советского Союза. Через эти сепаратистские осколки она пыталась контролировать или воздействовать на эти территории. Сейчас это уже более чем очевидно. Не собиралась она ничего решать мирным путем – ее задача была поддерживать тлеющий конфликт, чтобы там иметь свое влияние.

Политолог из Армении Рубен Меграбян только что высказал мнение о том, что у России не просто нет возможности повлиять на этот конфликт, а что России даже нужно было сейчас обострение конфликта в Нагорном Карабахе, чтобы дестабилизировать ситуацию и сменить в Армении правительство Пашиняна. Как вы относитесь к такой версии?

– Есть версия, согласно которой так называемый "карабахский клан", в который входили Саргсян и Кочарян, сознательно провоцировал в Карабахе этот конфликт, чтобы вынудить Пашиняна пойти на какие-то действия, вследствие чего Пашинян будет свергнут по причине военного переворота или народного восстания. Я думаю, что здесь есть реальная почва для размышлений.

Относительно того, что Россия была заинтересована, – я не думаю. По сути, альтернативы Пашиняну внутри Армении нет. Я думаю, Россия это понимает. Нет того кандидата, который мог бы выступить против Пашиняна. Мы видели митинги в количестве 500 человек против Пашиняна. Это совсем не то, что было во времена, когда сам Пашинян пришел на волне революции несколько лет назад. Поэтому провоцирование такого типа, я думаю, России было бы невыгодно, потому что у нее просто нет никакой стратегии. Это надо четко понимать. И даже те методички, которые были розданы и о которых рассказали журналисты "Медузы", демонстрируют то, что все, что может Россия, – это размахивать Симоньян и Соловьевым.

Интересно, что Мария Захарова потребовала, чтобы стороны обеспечивали безопасность миротворческого контингента. Тоже звучит смешно. Это миротворческий контингент должен обеспечивать безопасность, а не наоборот. Поэтому влияние России там скукоживается. Я думаю, что сейчас будет поставлен вопрос о выводе этого контингента, потому что ни одна из сторон не заинтересована в его присутствии ровным счетом потому, что он не выполняет свои прямые функциональные обязанности.

XS
SM
MD
LG