Ссылки

Новость часа

Портрет убитого во время съемок о "ЧВК Вагнер" документалиста Александра Расторгуева. Премьера на Настоящем Времени


30 июля 2018 года в Центрально-Африканской Республике во время работы над фильмом о "ЧВК Вагнер" были убиты документалист Александр Расторгуев и журналисты Орхан Джемаль, Кирилл Радченко. Обстоятельства их гибели до сих пор не выяснены. Вдова Расторгуева Евгения Останина сняла фильм о жизни своего мужа, а точнее о кино, которым он жил.

Фильм доступен на сайте до 28 июня.

Фильм "Расторгуев" – не биографический, в нем нет детства, университетов, личной жизни и ожидаемой попытки разобраться в причинах гибели. Нет стандартных для жанра интервью друзей, родных и траурной интонации. Это кино не о смерти, а о жизни. Евгения Останина долго не соглашалась делать фильм: "Я категорически отказывалась в чем-либо участвовать: не хотелось быстро ваять памятник только что ушедшему человеку".

Работа Останиной – это портрет живого человека, портрет большого художника, у которого не было ничего, кроме кино, чья личная жизнь состояла из бесконечных разговоров, а точнее споров о кино и съемках, часто незавершенных. У Расторгуева отсутствовала грань между жизнью и профессией.

"Расторгуев" состоит из лоскутов реальности режиссера, его редких интервью, кухонных разговоров, отрывков из незаконченных и невыпущенных фильмов об игровых картинах "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского и "Сталинград” Федора Бондарчука. Костяком монтажа стали первая и последняя работы автора – уникальные кадры фильма "Родина" (1998) и фрагменты съемок театрально-кинематографического проекта "Обвиняемый без головы", который Расторгуев делал с медиаменеджером Петром Верзиловым по тексту "Медиазоны" за полгода до гибели", – рассказывает Останина.

Кадр из документального фильма "Расторгуев"
Кадр из документального фильма "Расторгуев"

Режиссер смонтировала "ртутное кино", словно по заветам мужа. В 2009 году в своем манифесте нового кино Расторгуев этот термин определял так: "Собирающееся и рассыпающееся. Кино другой стихии. Текучей, изменчивой, неопределимой."

Отрывочность монтажа, многослойность киноприемов в "Расторгуеве" соответствует творческому методу самого документалиста. Скорее всего, он сам бы так снял фильм о себе. Останина считает, что Александру бы фильм точно понравился: "Пока монтировала, думала: сидел бы здесь и хихикал над какими-то моментами. Мы любили с ним посмеяться. Я исходила из того, что хочу сделать фильм максимально соответствующим герою. Я это и имела в виду условно: где-то подсматривающего Расторгуева, с учетом того, что он смотрит не на себя, а на какого-то другого, абстрактного героя".

Евгения Останина познакомилась с Александром Расторгуевым на съемках картины "Жар нежных" – она продавала мороженое на пляже того самого черноморского курорта, запечатленного в фильме.

Позже Останина и Расторгуев работали вместе на проектах "Срок" и "Реальность", где Евгения занималась монтажом. В 2018 году в соавторстве с Зосей Родкевич она сняла первый полнометражный документальный фильм "Белая мама" о многодетной матери шестерых темнокожих детей Алине Макаровой, решающей усыновить еще одного мальчика. Александр Расторгуев стал продюсером картины.

Останина признавалась: "Белая мама" Расторгуеву понравилась еще на этапе первой, короткой сборки для Минкульта. Самая большая гордость для меня, наверное, в том, что Саша принял весь монтаж целиком, не изменил ни одной склейки, хотя активно это практиковал как продюсер с другими режиссерами".

В интервью организаторам кинофестиваля "Докер" Расторгуев говорит: "У каждого человека есть великая история, и рассказать ее – значит протянуть руку вечности, сказать: "Я есть!", значит получить онтологическую прописку. Возможность быть услышанным с помощью вдумчивого режиссера документалиста значит возможность не уйти из жизни бесследно".

Пафосные на первый взгляд фразы – творческое кредо Расторгуева, которым Останина открывает фильм. Эта программная речь становится ключом к прочтению картины о человеке, чья жизнь была одним большим фильмом.

XS
SM
MD
LG