С начала полномасштабного вторжения армии РФ в Украину на фронте погибли как минимум 40 599 российских военных, из них 7 463 – заключенные и 4 915 – мобилизованные. Их личности установили журналисты "Медиазоны" и Русской службы "Би-би-си".
В своем исследовании, основывающемся на данных из открытых источников (некрологов в СМИ, сообщений в соцсетях родственников погибших и так далее), журналисты изданий пришли к выводу, что в 2023 году на фронте в Украине погибло больше российских военных, чем в 2022 году.
Если по состоянию на конец декабря расследователям удалось верифицировать более 10 тысяч погибших российских военнослужащих, то на 29 декабря этого года они подтвердили гибель более 30 тысяч военных армии РФ. Они также отметили, что в 2023 году им удалось верифицировать пять тысяч российских военных, погибших в прошлом году.
Наибольшие потери, помимо заключенных и мобилизованных, несли российские добровольцы: журналистам удалось подтвердить имена 4 557 погибших этой категории.
По числу подтвержденных журналистами потерь среди регионов России лидируют Краснодарский край (1 541 погибший), Свердловская область (1 415 погибших), Башкортостан (1 304 погибших) и Челябинская область (1 164 погибших). Известно также о 423 погибших из Москвы и 456 – из Санкт-Петербурга.
По данным Русской службы "Би-би-си", с февраля 2022 года по декабрь 2023 года на войне в Украине погибли как минимум 59 военных пилотов и 413 офицеров в звании от подполковника и выше.
Ранее журналисты "Медузы" и "Медиазоны" сообщили, что за 15 месяцев войны общее число погибших на войне против Украины российских военных составило около 47 тысяч человек. Для подсчета расследователи использовали данные реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты и данные Росстата.
Российская сторона официально не публикует данные о погибших. Последний раз Минобороны отчитывалось о потерях в сентябре 2022 года. Тогда Сергей Шойгу заявил, что погибли 5 937 солдат. Это число не имеет никакого отношения к реальности: уже тогда в списке погибших, собранном по открытым источникам, было больше имен, указывают расследователи.
Подробно о том, как журналисты вели подсчеты, опираясь на открытые данные, Настоящему Времени рассказал редактор "Медиазоны" Дмитрий Трещанин: