Ссылки

Новость часа

Почему на митинги в поддержку Фургала выходят хабаровские дачники


На митинги в Хабаровске в поддержку арестованного теперь уже бывшего губернатора края Сергея Фургала выходят не только те, кто считает дело против него сфабрикованным. Среди активных участников протестов – владельцы затопленных под Хабаровском дач. Их затопило еще в сентябре при разливе Амура, и уже больше месяца вода не уходит из домов, многие из которых строились для постоянного проживания. Власти края и МЧС не оказывают людям помощи, воду они откачивают самостоятельно. Правительство говорит, что подтопления вызваны сильными дождями, но сами дачники уверены, что их участки пострадали из-за неправильной работы ГЭС, финансовых интересов Москвы и строительства космодрома.

"Этот катаклизм совместный: он природный и техногенный. Почему это так? Потому что, когда в советское время запроектировали ГЭС на Амуре, их основная задача была обеспечить Дальний Восток дешевой электроэнергией и одновременно спасти низменные места пойменные, которые самые плодородные, от губительных наводнений, этих муссонов ежегодных", – рассказывает Виктор Жерлов, один из дачников. По образованию он горный инженер, его жена – гидрогеолог, поэтому в исключительно природный характер наводнений они не верят.

По словам Виктора, первое крупное наводнение в Хабаровске произошло в советские годы, после того как запустили Зейскую ГЭС: "Как только в 1980-м эта ГЭС запустилась, они сразу же наполнили свое водохранилище доверху, пришли муссоны, и они открыли задвижки. Уровень воды у Хабаровска поднялся до 5,60. В то время не было никаких заградительных сооружений, для Хабаровска это было бедствие, нижние улицы были затоплены. Вот и здесь тоже, видимо, затопило".

Следующее наводнение случилось в 2013-м, когда запустили каскад Бурейских ГЭС, которые обеспечивают электроэнергией Дальний Восток и даже Китай. "Эти ГЭСы были спроектированы не для амурских мест. Они были сделаны по европейским стандартам, а там немножко другая гидрогеологическая обстановка, там нет этих вот осенних ежегодных мощных паводков", – говорит он.

Виктор Жерлов рассказывает, что муссонные дожди начинаются в Хабаровском крае в августе, приходят вместе с тайфунами с Тихого океана. Дачник уверен, что паводки продолжатся, если не изменить работу ГЭС в этот период, но тогда сократится производство электроэнергии, а в этом никто не заинтересован: "Видимо, многие не заинтересованы, не только поставщик, скорее всего, и правительство в этом заинтересовано, в продаже электроэнергии. Потому что топит ведь не только нас, дачные хозяйства, тут особого внимания не обращают, топит Комсомольск, где авиационный завод, где аэродромы военные. При таких наводнениях грунтовыми водами топит аэродромы. И на это никто не обращает внимания, но я не думаю, что там сидят дураки".

Пенсионер Александр Белик купил дачу под Хабаровском в 2007 году и шесть лет отстраивал участок до разрушительного наводнения 2013 года: "Строились, свет провели, все такое. В 2013 году утопило, 8,08 уровень моря был. Тут все плавало, дома на заборах висели. После 2013 года опять отстроились. Отремонтировались, посадили деревья, и опять в 2019 году затопило на 6,50".

В этом году его участок снова ушел под воду. Александр уже не надеется, что наводнения прекратятся, и тоже уверен, что они имеют техногенный характер. "Ну какая природная, это "природная" говорят ученые, чтобы, скажем так, отмазаться. Строят космодром на Свободном, и есть такие мнения и слухи, что Амур держат специально на большой воде, чтобы таскать оборудование на космодром, на Восточный, то есть проводить его по Амуру, – объясняет Александр. – Поэтому по указке Москвы Бурейская ГЭС держит воду специально, а уже в осенний период начинает ее сбрасывать, у нас тут муссонные дожди начинаются такие ежегодные. Ну и вот одно на другое накладывается, и начинается вот такое явление, которое вот мы видим уже второй год подряд".

Проблема многих дачников еще и в том, что их участки находятся на территории соседней Еврейской автономной области, а сами они проживают в Хабаровске. Ни тот, ни другой регион не желает выделять средства на помощь пострадавшим. "Мы не можем нигде добиться правды. Мы обращаемся в ЕАО [Еврейская автономная область], ЕАО нам не помогает. Мы обращаемся, так как мы жители Хабаровска, мы обращаемся к Михаилу Дегтяреву. Ну так как мы ответов не получили, мы решили выходить на мирные протесты, чтобы на нас как-то обратили внимание и помогли в нашей проблеме", – рассказывает Варсения Федосова. В числе других дачников она стала выходить на митинги, чтобы как-то привлечь внимание властей. "У нас очень много пенсионеров, честно говоря, люди боятся выходить на митинг, – объясняет женщина. – Они боятся штрафов, они боятся задержаний".

По словам Варсении, в этом году МЧС заранее предупредило всех о предстоящем паводке. Она уверена, что власти знали, что дачные участки в этом году снова уйдут под воду: "Естественно, мы начали вывозить всё имущество, спасать, всю бытовую технику, помогали людям, которые пенсионеры, приходилось на лодке их вывозить, потому что помощи от МЧС никакой не было оказано".

Варсения говорит, что региональные СМИ не освещают проблему дачников, пострадавших от паводка: "Мы пытались в инстаграм выходить на губернатора, ему лично я писала комментарий. Мои комментарии ограничили. И не только мои, с СНТ "Заречье" есть тоже активисты, которые тоже писали Ростиславу Гольдштейну, это губернатор ЕАО. Но нас пока игнорируют".

В прошлом году благодаря губернатору Сергею Фургалу удалось получить компенсации в размере 10 тысяч рублей за потерю урожая, но этих денег все равно недостаточно, чтобы возместить ущерб. Страховые компании отказывают дачникам в своих услугах или требуют непосильный процент. "Мы каждый год боимся и работаем на своих участках. Потому что мы их просто не можем ни бросить, ни продать, – сетует Варсения. – В инстаграме тоже многие пишут, что мы в зоне подтопления строимся. Но мы тоже не можем приезжать с детьми да там, старики, и сидеть в палатках и обрабатывать свои участки".

В огороде Варсении до сих пор стоит вода, и откачать ее пока нет возможности: "Мы боимся того, что мы в зиму останемся с водой, в зиму уйдем с водой, наши дома не успеют просохнуть, а заморозки – вот они уже близко, и дома просто разорвет у людей. Потому что вода уходит очень медленно. Нам нужно откачивать ее в поля, а в полях стоит вода".

Каждый год члены ее садового товарищества за счет собственных средств восстанавливают дамбы. Помпы для откачивания воды тоже приобрели за свой счет. Дачники просят власти включить их дамбы в федеральный реестр, чтобы средства на их восстановление выделял уже федеральный бюджет: "Мы просим еще оказать содействие в восстановлении берегоукрепительных сооружений дамб нашего СНТ. Как говорят старожилы, раньше вот именно что чистились русла, а что сейчас? Сейчас вырубаются леса, сейчас никто ничего не чистит. Мы просим помочь зарегистрировать уже возведенные и восстановленные нами дамбы".

XS
SM
MD
LG