Ссылки

Новость часа

Кто такие альтуристы и как они формируют гражданское общество в России


Альтуризм – это новый формат для путешествий, придуманный в России. Идейный вдохновитель этого проекта – социальный предприниматель из Москвы Екатерина Затуливетер. Уже 5 лет участники проекта помогают малым городам и деревням в России, поддерживая социальные инициативы местных жителей и малого бизнеса.

"С нами связывается [человек] из какой-то деревни и говорит, что мы хотим, чтоб вы к нам приехали. Потом мы начинаем работать, смотреть. То есть не во все деревни едет альтуризм, потому что есть определенные условия, которые необходимо соблюдать. Потому что здесь история не о том, чтобы привезти туристов, а о том, чтобы какие-то изменения произошли в местном, локальном сообществе", – говорит организатор туров для альтуристов Ирина Иванова.

Ирина рассказывает, что сначала на место выезжает группа, которая тесно общается с местными жителями, формирует программу мероприятий, которые будут способствовать развитию этого населенного пункта. Одно из условий программы – тесное взаимодействие и общение с местными жителями, они проводят мастер-классы, экскурсии, готовят еду для альтуристов. Разработанную программу начинают продавать в соцсетях, за счет этого набираются группы альтуристов.

Альтуристы помогают расчищать территорию от мусора, восстанавливают инфраструктуру, приводят в порядок социально-значимые объекты. Их деятельность способствует сплочению местных
жителей, развитию их инициативности. Результаты каждой поездки анализируются, определяются новые задачи, местным жителям оказывают помощь в создании малого бизнеса, направленного на развитие этого места и привлечение туристов. За 5 лет альтуристы побывали в 10 регионах России и нескольких деревнях Беларуси.

Ирина вспоминает, что одной из самых дорогих поездок было путешествие на Чукотку. Тогда каждый участник заплатил 270 тысяч рублей, без учета билетов. Сейчас организаторы стараются учесть свой опыт, и если раньше отправной точкой для альтуристов была Москва, то сейчас команды активистов начинают набирать в регионах.

В этот раз альтуристы отправились в Карелию в деревню Вокнаволок, родину эпоса Калевала. Туда их пригласила общественный деятель Елена Александровна Плюйко. Альтуристы провели здесь четыре дня, занимаясь расчисткой песчаной чарки. Когда-то она была излюбленным местом отдыха местных жителей. Раньше там был сельский клуб, встречались влюбленные пары, гуляли молодые мамы, но с годами это место пришло в запустение. "Наверное, физическая помощь здесь не главное, но это тоже важно, – говорит Елена. – Важно, чтобы местные жители увидели, что совершенно посторонние люди, которые никогда здесь не были, у них нет здесь своих корней, нет каких-то друзей, родственников, они приехали и готовы нам помогать".

Изначально в группу набиралось 15 человек, но по разным обстоятельствам осталось четверо. Для психотерапевта Ирины Кирсановой и ее пса Руфа это первый опыт альтуризма. "Это как-то пока мне непонятно еще, поскольку это первая поездка и я их еще, местных жителей, немного видела, но идея, сама идея, мне нравится. Я думаю, что да, это очень рабочая история, – говорит Ирина. – Вот когда что-то начитает меняться, люди тоже меняются, они подтягиваются. Вот мне кажется, это рабочая идея".

Есть в группе и профессиональный архитектор. Елена Сангаджиева работает проектным менеджером в крупном архитектурном бюро. По ее словам, альтуризм заинтересовал ее с профессиональной точки зрения. Раньше она не имела опыта работы с малыми городами и поселками, но теперь в корне поменяла сферу своих профессиональных интересов. "Хочется все-таки узнать, как люди живут, что ими движет остаться в своей родной деревне. Сегодня я услышала, что местные жители активно борются за то, чтобы в деревне сохранить школу. Это действительно очень важно, поскольку закрой в деревне школу – деревня умрет".

"У людей есть какая-то потребность, мы этим отличаемся от животных, у нас есть потребность в каком-то своем социальном вкладе, в социализации и в общении с подобными себе. И поэтому много людей, которые закрыли первичные потребности, они какой-то себе путь ищут и находят чаще всего", – говорит альтурист Кристина Свайкина.

"Сегодня проходила местная жительница, мы с Кристиной говорим, что вот мы приехали, работаем на чарке, она спросила, откуда, что. И потом говорит: ну вот, дожили, за нас тут делают. То есть как раз на какой-то поездке всегда происходит, бывает в первой, бывает во второй, когда вот это "дожили, за нас делают, неужели мы сами не можем" срабатывает на то, что люди выходят сами", – говорит Ирина Иванова.

Ирина считает, что альтуризм может послужить отправной точкой для формирования гражданского общества в России, побудить людей быть активными: "У каждого из нас, мне кажется, сейчас наступила какая-то точка критическая вообще, когда сидеть и говорить или не замечать всего, что происходит, просто невозможно. И поэтому мне кажется, каждый, если у тебя есть некая ответственность перед собой прежде всего, то каждый выбирает сам, что он может, каким образом он может внести вклад в развитие прекрасного человеческого общества в России".

XS
SM
MD
LG