Ссылки

Новость часа

"Это не переговоры между сторонами конфликта". Политолог – о новых правилах мира, которые в Саудовской Аравии собираются обсудить без России


Политолог – о новых правилах мира, которые в Саудовской Аравии собираются обсудить без участия России
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:09:32 0:00

Политолог – о новых правилах мира, которые в Саудовской Аравии собираются обсудить без участия России

В ближайшие выходные в Саудовской Аравии состоятся переговоры о возможности завершить войну в Украине. На них приглашены представители трех десятков стран. России в их числе нет. Сейчас лидеры приглашенных государств высказываются о своем желании или нежелании отправить советников на встречу.

Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор заявил, что отказывается участвовать в мирных переговорах по Украине без участия России. При этом политик подчеркивает, что не хочет, чтобы продолжалась война между Москвой и Киевом, потому что "это очень иррационально", а сам конфликт привел к огромным человеческим страданиям.

Глава офиса президента Украины Андрей Ермак в ответ заявил, что это будет встреча государств, которые уважают международное право и устав ООН. Именно поэтому Россию не зовут. Это будет второй этап переговоров. Первый проходил в Дании. И тогда российский МИД утверждал, что страны Запада на встрече давили на другие государства, чтобы склонить их к поддержке Украины. И якобы не добились этого. Официально какие-либо документы по итогам встречи не публиковались. Сами переговоры проходят в рамках "формулы мира". Это план президента Украины Владимира Зеленского, состоящий из десяти пунктов. Среди них возврат украинских территорий, которые оккупировала Россия, и полный вывод российских войск из Украины.

Предстоящие переговоры в Саудовской Аравии Настоящее Время обсудило с украинским политологом, сооснователем Национальной платформы стойкости и сплоченности Олегом Саакяном.

– Во встрече будут участвовать советники глав разных стран. Что на самом деле могут советники? Стоит ли ожидать какого-то результата по итогам встречи?

– Прорывов я бы сейчас не ждал, поскольку это не самодостаточный формат. Это второй раунд консультаций, это не переговоры между сторонами конфликта, то есть Россией-агрессором и Украиной-жертвой, это абсолютно не об этом. Это консультации вокруг "формулы мира", предложенной Украиной, которая фактически через украиноцентричный взгляд, через проблемы, поднятые российско-украинской войной, апеллирует к слабостям и уязвимостям мировой архитектуры безопасности и правовой архитектуры, поднимая вопрос, например, ядерной безопасности, четко говоря о том, что это невозможно решить договором между Россией и Украиной. Россия выпустила джина из бутылки, начав угрожать применением ядерного оружия.

Там целый ряд пунктов: продовольственная безопасность, энергетическая, военные преступления, геноциды – все это не решается вопросом исключительно договора о завершении российско-украинской войны: либо мирного, либо капитуляционного акта со стороны России. Здесь вопрос шире, вопрос, который поднимается перед мировым сообществом, в частности странами глобального Юга. На сегодня уже более сорока стран, которые фактически объединились вокруг украинской "формулы мира".

Украина собирает по крупице теперь и другие страны, прежде всего глобального Юга, которые хотелось бы заполучить дополнительно к обсуждению этой проблематики, фактически глобальной повестки. Поэтому, когда президент Мексики говорит, почему Россию не позвали, так никто с Россией не собирается разговаривать. Говорят о будущем, в котором Российская Федерация будет вынуждена принять определенные правила игры не в отношении Украины, а в целом.

– Газета Wall Street Journal, которая изначально писала о встрече в Саудовской Аравии, как раз ссылалась на дипломатов, что саммит решили провести именно в Саудовской Аравии в надежде привлечь на встречу Китай из-за его непосредственной связи с Россией. Что могут предложить Пекину?

– Я думаю, что в консультациях есть шанс получить Китай. Другое дело, готов ли сейчас Китай принять участие или будет дальше еще коммуницировать и выжидать – пока еще непонятно. Китай до последнего момента будет тянуть с ответом. Но то, что Пекин опосредованно в таких консультациях принимает участие, это известно. Потому что с ним происходит двусторонняя коммуникация также. К Китаю есть те вопросы, которые могут быть крайне интересными в этой повестке, в частности, например, вопрос защиты территориальной целостности. У Китая здесь собственное трактование относительно Тайваня. Пекин очень ревностно всегда относится к тезису про территориальную целостность. И тут есть общее. Также очень важным для Китая является вопрос неприменения ядерного оружия как оружия нападения и отсутствие ядерных угроз, о чем Пекин официально неоднократно говорил и даже очень нелицеприятно и вполне конкретно в сторону Москвы.

Интересно, что "формула мира" предлагает возможность как присоединиться в целом, так и присоединиться к отдельным вопросам, по которым эти страны могут работать, она не о завершении российско-украинской войны, но она о тех условиях, которым должен соответствовать мир для того, чтобы российско-украинская война могла быть завершена и не повторилась снова нигде более на нашей планете.

– Представим, что какое-то количество стран в том числе благодаря этим консультациям Украине удастся переубедить и они будут благосклонны к этому мирному плану Зеленского. И что это принесет? Эти страны должны как-то убедить Россию в том, что она должна закончить войну?

– Нет, те страны будут вместе работать над реформированием глобальной системы безопасности и мироустройства с тем, чтобы мир был эффективен и способен не допустить подобной агрессии в будущем, отреагировать в случае, если она произойдет, притянуть к ответственности нарушителя после того, как остановили и снова-таки сделали выводы, если таки допустили. Это обязательные условия на следующий день после завершения российско-украинской войны. Ведь мы понимаем, что военное решение – это лишь один из механизмов. В данном случае война до разгрома Кремля и в общем оккупации России, установления там режимов и прочее – это практически невозможно. Это из серии фантастики.

Украина заинтересована в освобождении всех своих территорий, возвращении своего суверенитета на территории и отсутствие возможности России влиять на наше будущее. Но при этом это не означает, что мы вышли на границы, и соответственно война закончилась. Россия может продолжить обстреливать, продолжить таить в себе амбиции по захвату, козни строить. И в общем тут включается в силу уже данная инициатива относительно мирной формулы, которая должна сделать мир способным завершить российско-украинскую войну на базе устава ООН, принципов, которые записаны в нем.

– Мы озвучили в эфире пунктов десять, большинство из них вы проговорили. Все-таки остановимся на двух отдельно. Это выход как раз к границам, то есть территориальный суверенитет и целостность Украины. Я так понимаю, что речь идет как минимум о международно признанных границах, что включает аннексированный Крым и большую часть Донбасса, которая сейчас оккупирована. И важный момент – полный вывод российских войск с территории Украины. Очень многие страны, в частности Китай, заявляют непрямо, что, по сути, мирный план Зеленского равен капитуляции России. Как собирается Украина убеждать страны становиться на сторону Украины и поддерживать ее мирный план?

– Это капитуляция России в разрезе ее агрессии против Украины. Но это возможность России не быть разгромленной и не капитулировать как государству. Есть два сценария: условно Россия отказывается от собственных амбиций, выдает военных преступников, берет на себя обязательства по выплате компенсаций относительно нанесенного ущерба и страданий украинскому обществу, Россия принимает цивилизованные правила игры, и в общем с этого дня начинается процесс через покаяние в существующих границах России с существующей государственностью, со сменой режима или нет. Россию никто не принуждает к ее военному разгрому на ее территории, в случае если Россия принимает правила. Если нет, то тогда, конечно, это война, в которой Украина может победить, только разгромив Россию. Вот поэтому здесь очень большая разница.

– Из-за переговоров в Саудовской Аравии чего стоит ожидать от России, как она будет реагировать, и ведет ли она параллельные переговоры со странами, что весьма очевидно, особенно африканские страны, лидеры которых недавно были в Санкт-Петербурге. Как вы думаете, что за кулисами происходит, что делает Россия?

– Украина ведет переговоры на различных уровнях: и сама, и с партнерами. Есть страны, куда Украине проще дотянуться самой, есть страны, где мы не можем этого сделать самостоятельно, мы делаем это в рамках различных коалиций и партнеров: и среди арабских стран, и среди африканских стран, и европейских. Здесь очень много разноуровневых конструкций. Россия пытается саботировать этот процесс, где-то запугать или поддержать смену власти. Можно посмотреть, как это произошло в Нигере, и это одна из стран, которая присоединилась к Крымской платформе. Я думаю, что Россия сейчас по полной использует этот фактор. Ведь мы понимаем, что ключевой инструмент влияния России по глобальному Югу и в Африке прежде всего это ЧВК "Вагнер".

Фактически Пригожин и наемники стали таким себе министерством военных иностранных дел России по глобальному Югу. Во-вторых, это деньги. Россия пытается подкупать, скупать и шантажировать. Третье – это продовольствие и энергоносители – тут также у России еще есть на руках и ресурсы, и инструменты, которыми она может работать. Поэтому ряд стран, которые мы видим, выступают с пророссийской позицией или пророссийской риторикой, скажем, на нейтральной позиции. Очень часто это те страны, которые имеют некие льготные условия по энергоносителям, либо те режимы держатся на российских штыках. Все достаточно просто: Россия на сегодняшний день как глобальный игрок уже ушла с арены. На сегодняшний день она является региональным игроком, который еще в отдельных случаях сохраняет за собой глобальное присутствие.

XS
SM
MD
LG