Ссылки

Новость часа

Полу Томасу Андерсону – 50 лет. Главные фильмы режиссера


Пол Томас Андерсон

Американскому режиссеру, сценаристу и оператору Полу Томасу Андерсону 26 июня исполнилось 50 лет. Он снял всего восемь полнометражных фильмов, но этого достаточно, чтобы его называли одним из "наиболее динамичных постановщиков, заявивших о себе за последние 20 лет". Его сравнивают с Орсоном Уэллсом, а в любви к его фильмам признаются такие мастера, как Ингмар Бергман и Сэм Мендес.

Пол Томас родился в 1970 году в Студио-Сити (штат Калифорния). Отец Эрни Андерсон имел опыт телеактера, работал диктором канала АВС и вел хоррор-шоу под названием "Гоуларди" на кливлендском ТВ. Пол увлекся съемками еще в 12 лет, используя отцовскую видеокамеру. Будучи учеником средней школы, в 1988 году он снял свой первый получасовой фильм – мокьюментари "История Дирка Дигглера". Прототипом главного героя стал порноактер Джон Холмс, чья биография позднее легла в основу сценария Андерсона "Ночи в стиле буги".

Позже Пол начал работать производственным ассистентом на съемках, а в 1992 году выпустил вторую короткометражку "Сигареты и кофе", получившую хорошие отклики на фестивале "Сандэнс". Через четыре года режиссер дебютировал с полным метром "Роковая восьмерка".

Сегодня у Андерсона призы Канн, Венеции, Берлина и восемь номинаций на "Оскар". Ниже мы расскажем о его наиболее значимых фильмах.

"Роковая восьмерка", 1996

Пожилой любитель азартных игр Сидни (Филип Бейкер Холл) подбирает на заправке проигравшегося парня по имени Джон (Джон С. Райли) и учит его жизни за счет казино. Они становятся неразлучны, как отец и сын. В одном из лас-вегасских ресторанов Джон знакомится с официанткой Клементиной (Гвинет Пэлтроу), подрабатывающей проституцией. Между ними начинается роман, они совершают ряд опасных глупостей, последствия которых доводится распутывать тому же Сидни.

В полнометражном дебюте Андерсон мастерски играет насыщенностью цвета и света, средними и общими планами. Плавно движущаяся камера приходит в движение, когда нужно подчеркнуть важность принятого героем решения. Эффект значительно усиливается четко стилизованным саундтреком. Андерсон – один из наиболее музыкальных американских авторов.

Каждый герой фильма носит в себе секрет или некую странность. Часто кажущаяся немотивированность поступков раскрывается уже в развязке – выясняется, например, что Сидни помогает Джону потому, что когда-то убил его отца и теперь пытается загладить вину.

Фильм заметили в киносообществе, поддержав пятью номинациями на премию "Независимый дух" на "Сандэнсе".

"Магнолия", 1999

В "Магнолии" главные действующие лица – тоже группа необычным образом связанных друг с другом персонажей. Они доведены до края отчуждением, неизлечимыми болезнями и детскими травмами. Успешный коуч Фрэнк Мэки (Том Круз), проповедующий агрессивную мизогинию, никак не может простить своего отца Эрла (Джейсон Робардс) за то, что тот оставил умирающую мать. Сам Эрл при смерти и хочет встретиться с сыном. Линда (Джулианна Мур), вышедшая за Эрла по расчету, понимает, что любит его и хочет изменить его завещание, чтобы ни копейки из наследства не досталось ей, недостойной.

Донни (Уильям Х. Мэйси), известный телевундеркинд 1960-х, после удара молнии потерял все свои способности, и мало того что не справляется с работой, а еще и безнадежно влюблен в красавца-бармена и готов ради этой любви пойти на все. Ведущий телешоу, в котором блистал Донни – Джимми Гейтор (Филип Бейкер Холл), – смертельно болен. Дочь Джимми, плотно сидящая на кокаине Клавдия (Мелора Уолтерс), его ненавидит, тоже не без причин. На шоу Гейтора теперь блистает другой чудо-ребенок – Стэнли (Джереми Блэкмэн), которого его отец бессовестно эксплуатирует. За Клавдией ухаживает добряк-полицейский Джим Карринг (Джон Рейли), регулярно попадающий в нелепые ситуации.

На протяжении всего фильма мы наблюдаем, как эти люди постепенно погружаются в безвыходное отчаяние. Эскалация страстей разряжается в поистине библейском духе – дождем из жаб. Несмотря на драматичный сюжет, "Магнолия" столь же грустна, сколь и комична; мало кто еще так ярко показывал абсурд повседневности. Как следствие, жюри 50-го Берлинского фестиваля наградило фильм "Золотым медведем", а Том Круз получил третий "Золотой глобус" и номинацию на "Оскар".

"Нефть", 2007

Оригинальное название "Нефти" переводится как "Прольется кровь". Это отсылка к Библии: "И вода станет кровью. По всему Египту будет кровь – кровь на дереве, кровь на камне". Но сюжет фильма напоминает шекспировскую трагедию.

Главный герой – сильная личность, нефтяник Дэниел Плейнвью (Дэниел Дэй-Льюис), поставивший себя выше любого закона. Мы видим его восхождение: от первых ручьев нефти в темной копанке до собственных вышек с сотнями рабочих.

Пятью годами ранее Дэниел Дэй-Льюис поразил зрителей ролью Билли-мясника в "Бандах Нью-Йорка" Мартина Скорсезе. В "Нефти" Дэй-Льюис сохранил типаж, подобный отработанному у Скорсезе. Ему неинтересно с людьми, он видит их насквозь. Но при том, что Плейнвью-старший идет по головам, убивает, отрекается от собственного сына, в нем есть что-то, что завораживает, заставляет сочувствовать.

Истинное положение вещей открывается зрителю постепенно. Наибольшая загадка – бунтарство Дэниела. Возможно, это макбетовская жажда власти или донжуановский протест против Бога. Но, покалечив и отняв не одну жизнь, Дэниел сохранил собственную суть, остался честным, хотя бы с самим собой.

Экспрессивности сюжета соответствует и визуальное решение. Андерсон использовал для съемок раритетную камеру и пленку особого формата. Изображение в "Нефти" имеет насыщенность настоящей живописи. Некоторые эпизоды – например, пожар на скважине – навсегда вошли в историю кино.

Киноэпос с привкусом нефти и крови многие считают лучшей работой Андерсона. Киносообщество отметило его "Серебряным медведем" Берлинале за лучшую режиссуру и "Оскаром" за лучшую мужскую роль Дэй-Льюису.

"Мастер", 2012

Главный герой "Мастера" Фрэдди Квилл (Хоакин Феникс) – типичный неудачник. Пройдя Вторую мировую, он озлобился, стал агрессивен и подвержен разного рода маниям. Нигде не приживается, с любой работы вылетает. Главное увлечение – выпивка. Единственное, что у него получается – это смешивать алкогольные коктейли из самых невероятных компонентов. Однажды по пьяной удаче встретив Ланкастера Додда (Филипп Сеймур Хоффман), лидера религиозной общины, он становится его помощником. В основу сценария легли элементы биографии основателя Церкви сайентологии Рона Л. Хаббарда.

Фильм построен на отношениях этих двух равных по силе личностей. В какие-то моменты учитель и ученик становятся похожи, и это одна из причин их окончательного расставания. "Мастер" – фильм не о секте, а о свободе, за которую ученику придется заплатить высокую цену.

"Призрачная нить", 2017

Действие последней на сегодня работы Андерсона "Призрачная нить" происходит в Лондоне 1950-х. Главный герой, кутюрье Рейнольдс Вудкок (Дэниел Дэй-Льюис) – признанный гений моды. У него одеваются высшие слои общества, а к своим платьям он относится как к произведениям искусства. Женщины для него – в первую очередь модели для его фантазий. Однажды он встречает обманчиво простую, а в действительности вольнолюбивую и сильную Альму (Вики Крипс), которая становится сначала его любовницей, а затем женой. Чувства приносят модельеру счастье, однако любовь к ней разрушает его самоконтроль.

Пожалуй, впервые Андерсон сделал любовные отношения единственным двигателем сюжета. Необычно сдержанный и камерный, этот фильм в то же время открывает и совершенно новые стороны своего автора.

Увидим ли мы незнакомого нам Андерсона в новой картине – станет понятно в ближайшие пару лет: режиссер уже работает над драмой об актере-ребенке.

Мнения обозревателей Настоящего Времени не всегда отражают точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG