Подозреваемая в работе на российские спецслужбы жительница Нью-Йорка Номма Зарубина изменила свои показания в суде. На это обратил внимание автор телеграм-канала USlegalnews, юрист Игорь Слабых.
Как говорится в опубликованном им протоколе заседания, Зарубина признала вину по двум эпизодам: сообщение ложных сведений ФБР и при заявлении на иммиграцию в США.
Вынесение приговора назначено на 11 июня. Суд отказался выпустить Зарубину под залог.
Обвинения касаются сообщений ложных сведений сотрудникам Федерального бюро расследований (ФБР): в беседах с ними Зарубина неоднократно отрицала свои контакты с российскими спецслужбами.
Номма Зарубина — 35-летняя гражданка России, мать маленькой дочери. В ноябре 2024 года США предъявило ей обвинение в работе на российские спецслужбы. По версии ФБР, девушку завербовала ФСБ России, чтобы она налаживала в США контакты среди журналистов, военных, сотрудников аналитических центров и профессоров университетов, которые изучали Россию, и убеждала в "российском видении ситуации". В соцсетях при этом она представлялась как политический эксперт. Позже прокуратура Нью-Йорка добавила к материалам ФБР в адрес Зарубиной еще несколько обвинений, в том числе ложь в заявлении на иммиграцию в США.
Зарубина родилась в сибирском Томске и, по ее словам, иммигрировала в Соединенные Штаты в 2016 году после окончания РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы в Москве при президент РФ).
В материалах ФБР упоминается, что с 2016 года наставницей Зарубиной в США была глава Координационного совета организаций российских соотечественников (КСОРС) в США Елена Брэнсон, возглавлявшая также "Русский центр Нью-Йорка". Ее ФБР в 2022 году также обвинило в нелегальной работе в США в качестве агента российских властей. В материалах дела говорилось, что Брэнсон тесно координировала свою работу в Российском центре в Нью-Йорке и связанных с ним группах с российскими правительственными чиновниками и получала за это "десятки тысяч долларов".
В США Зарубина помогала Брэнсон вести веб-сайт Российского культурного центра. Он, как и аналогичные культурные центры России во многих странах, продвигал российские культурные мероприятия и кремлевскую повестку при финансовой поддержке российских властей и под их четким руководством.
Брэнсон также была крестной матерью дочери Зарубиной, а Зарубина говорила, что была близка с дочерью Брэнсон.
В Вашингтоне и других местах США Зарубина несколько лет активно налаживала связи, участвуя в панельных дискуссиях и работе общественных групп, посещая презентации книг, общаясь как с россиянами, так и с американцами. Соратник Алексея Навального Леонид Волков рассказывал, что видел Зарубину на встрече со сторонниками в январе 2023 года в Вашингтоне. [Зарубина] пришла на встречу одной из первых и заняла одно из лучших мест, но всю встречу просидела в телефоне и вообще не выказывала никакого интереса к тому, о чем я говорил. Зато, как только встреча закончилась, она первой подскочила ко мне и попросила о селфи. И сразу после селфи убежала", – писал он.
ФБР рассказало, что вышло на Зарубину в октябре 2020 года именно в связи с расследованием дела Брэнсон, и обратилось к уроженке Томска именно за помощью в расследовании ее начальницы. Зарубина, по заявлению американских спецслужб, во время этого и других контактов неоднократно лгала ФБР о сути своих контактов с ФСБ России и Брэнсон. В течение следующих четырех лет Зарубина дала как минимум пять интервью ФБР.
Примерно за неделю до первого допроса Зарубиной агенты ФБР провели обыск в манхэттенской квартире Брэнсон: она принадлежала женщине после развода с покойным экономистом Принстонского университета Уильямом Брэнсоном и использовалась в качестве домашнего офиса организации "Русский центр Нью-Йорка". Через три недели после этого обыска Брэнсон бежала в Россию. Там в интервью государственному телевидению она заявила, что вооруженные агенты ФБР изъяли у нее айфоны, айпады, компьютеры, документы и налоговые декларации.
Помимо Брэнсон, Зарубина, начиная с декабря 2020 года поддерживала связь с сотрудником ФСБ из своего родного Томска, когда ездила в Россию (а делала она это регулярно).
Согласно материалам дела, она подписала соглашение о помощи ФСБ в том, что ФБР определяет как "network marketing" (установление контактов и поддержание связи с нужными людьми).
Позже Зарубина утверждала, что этот сотрудник ФСБ сам вышел на нее. "В конце 2020 года, когда я приехала в Россию, мне позвонили российские спецслужбы и сказали, что надо явиться на встречу. Это не было предложение, это НАДО было явиться. И я, собственно, явилась, это в университете происходило, — рассказывала она "Сибирь.Реалиям". — Разговор был очень долгий. Они просили рассказать, чем я занимаюсь, про свое детство, про семью, про личную жизнь, ну, вообще как бы в целом. Идея у них была такая, чтобы оставаться со мной на связи по каким-то их внутренним причинам. Как потом выяснилось, они год за мной наблюдали. Писали мне, иногда с угрозами, потому что, в принципе, они так работают, мол, мы все видим, мы как бы следим за тобой, даже там, в Нью-Йорке".
Согласно судебным документам, куратор ФСБ предоставил ей список лиц из американских аналитических центров и других организаций: он велел получить информацию о них или связаться с ними.
С агентами американского ФБР, по словам Зарубиной, она начала общаться в апреле 2021 года. При этом она утверждает, что не они на нее вышли, а она сама написала в ФБР сообщение о том, что "хочет поговорить". С тех пор, по словам россиянки, она "была на связи с американцами, примерно раз в полгода".
В ходе допросов сотрудниками ФБР Зарубина описала свои взаимодействия с сотрудником российского ФСБ из Томска как "личные отношения". Согласно судебным документам, во время последнего допроса в ФБР 24 июля 2024 года Зарубина заявила, что сотрудник ФСБ, по ее мнению, манипулировал ею, и сказала, что это "в конечном итоге привело к разрыву их отношений".
Зарубина среди прочего также утверждает, что Брэнсон якобы попросила ее обратиться к сотрудникам ФБР США от ее имени с вопросом, безопасно ли той возвращаться в Соединенные Штаты.
В ходе слушаний 2 декабря Зарубина обрушилась с критикой на ФБР США, включая того самого агента, которому она писала. Женщина заявила, что чувствует себя жертвой манипуляций и использования со стороны ФБР США, как ранее со стороны ФСБ России.
*****
Дело Зарубиной — последнее в серии связанных с Россией "шпионских" дел в США. Ранее подобные обвинения были предъявлены в США Мариий Бутиной, Наталье Бурлиновой, Александру Ионову. Американские спецслужбы считают, что все перечисленные россияне, как и Елена Брэнсон, имели прямые связи с российской разведкой: они годами налаживали контакты в эмигрантских кругах и среди западных аналитических центров, журналистов и культурных групп.
Первой из тех, кому были предъявлены в США обвинения, была Наталья Бурлинова, основательница неправительственной организации "Креативная дипломатия". Она ежегодно организовывала в России мероприятия для молодых журналистов, специалистов по государственной политике и недавних выпускников аспирантуры из США и Европы. Участники посещали лекции, которые читали бывшие российские шпионы.
Вторым был Александр Ионов, российский бизнесмен, основавший неправительственную организацию под названием "Движение против глобализации" и предпринимавший авантюрные попытки добиться отделения штата Калифорния от Соединенных Штатов. Он также известен как автор доносов на российские независимые СМИ.
Еще один случай, привлекший широкое внимание, — дело Марии Бутиной, российской аспирантки, также активно участвовавшей в налаживании связей в США. В частности, она связывалась с активистами американских групп, выступающих за право на ношение оружия, а также с Республиканской партией. Бутина была арестована в Вашингтоне в 2018 году, она признала себя виновной в работе в качестве незарегистрированного иностранного агента и провела 15 месяцев в американской тюрьме. После этого она была освобождена и депортирована в Россию, где впоследствии была избрана в Госдуму.
Интервью у Брэнсон для российского государственного телевидения в октябре 2021 года, где та обсуждала обыск ФБР в ее квартире и свое решение бежать из США, брала именно Бутина.
"Зарубина действовала как очень ценный информатор: она устанавливала первоначальные контакты с интересующими ее лицами и следила за тем, чтобы ее помнили, чтобы эти контакты могли быть использованы ею или другими, более опытными агентами позже", — полагает журналист-расследователь Андрей Солдатов. Он соавтор книги о российских эмигрантских общинах и о том, как часто в них внедряются российские спецслужбы.
Действия Зарубиной и ее утверждения о том, что она работала по указанию ФСБ, вписываются в общую картину дел того, как российские спецслужбы в последнее десятилетие используют эмигрантов в своих интересах. В двух случаях власти США заявили, что им удалось установить конкретное подразделение ФСБ, которое руководило и координировало работу россиянами из диаспоры в Соединенных Штатах: это Второе управление, официально известное как Служба защиты конституционного строя и борьбы с терроризмом. Координацией работы в США занимались начальник подразделения и подчиненный ему офицер.