Ссылки

Новость часа

Французская антиутопия, альпийский экзорцизм, афроамериканский соул: главные премьеры Локарнского кинофестиваля


Четвертого августа в Швейцарии открылся 74-й Международный кинофестиваль в Локарно, считающийся одним из важнейших наряду с Каннским, Венецианским и Берлинским.

Каждый год небольшой курорт у подножья Альп становится главным местом для киносообщества. Просмотры проходят в 10 кинозалах города. "Золотой леопард" – главная награда фестиваля – вручается за лучший полнометражный фильм конкурса. Денежная премия 75 тысяч швейцарских франков делится между продюсером и режиссером фильма.

Серебряный, бронзовый и мини-"Леопарды" – соответственно за мужскую и женскую роли, режиссуру, дебютную работу. Почетными "Леопардами" награждают за вклад и достижения в кино. Жюри основного конкурса в этом году возглавляет американская независимая кинематографистка Элиза Хиттман.

Лауреатами фестиваля в разные годы становились Микеланджело Антониони, Глеб Панфилов, Клер Дени, Джафар Панахи, Лав Диас, Хон Сан Су, Педру Кошта.

Рассказываем о наиболее интересных, по нашему мнению, премьерах Локарно-2021.

ОСНОВНОЙ КОНКУРС

"Райская распродажа" (Франция)

В далеком будущем, на одичавшей планете, девочка-подросток Рокси освобождает зарытую в песок преступницу. После освобождения та снова начинает сеять страх и смерть. Рокси и ее мать Зора считаются ответственными – их приговаривают к изгнанию из коммуны до тех пор, пока не найдут убийцу.

Бертран Мандико – французский режиссер-экспериментатор. Его дебют "Дикие мальчики" назван лучшим фильмом 2018 года по версии журнала Cahiers du cinéma. Его истории сосредоточены на телесной и гендерной тематике.

У Мандико необычный метод работы. Он создает аудио для своих фильмов на этапе постпродакшен, включая синхронизацию голосов, шумы и музыку. При этом вся визуальная часть вкупе с наложением фона выполняется во время съемки. В 2012 году режиссер выступил соавтором "Манифеста бессвязности", согласно которому "быть бессвязным – значит верить в кино, иметь романтический подход, неформатное, свободное, тревожное и сказочное, киногеничное, эпическое повествование".

По поводу своего нового фильма Мандико отметил: "Я хотел создать оду кино и актрисам, уникальное и универсальное приключение, не чуждое атрибутов вестерна, жестокости старых сказок и лиризма научной фантастики".

В анонсе "Райской распродажи" указано, что некоторые сцены могут шокировать зрителей.

"Люцифер" (Австрия)

Эта хоррор-драма основана на реальной истории. Йоханнес, человек по-детски наивный и открытый, живет уединенно в альпийской хижине со своей матерью. Их жизнь регламентирована молитвами и ритуалами. Но идиллия заканчивается, когда приходят застройщики с планами возвести в нетронутой долине туристический комплекс. Конфликт очень быстро обретает совершенно инфернальный характер.

Режиссер и музыкант Питер Бруннер учился у Михаэля Ханеке в Венской киноакадемии. Его полнометражный дебют "Мое слепое сердце" (2014) был впервые показан на кинофестивале в Роттердаме. Вторая картина, "Те, у кого падают крылья", удостоена спецприза жюри на фестивале в Карловых Варах (2015). Англоязычный дебют Бруннера "В ночь" (2018) с Калебом Лэндри Джонсом в главной роли был назван в рецензии The Hollywood Reporter "психологическим кислотным трипом".

Продюсером "Люцифера" выступил Ульрих Зайдль.

Как подчеркнул сам Бруннер: "В моих фильмах социальный реализм подрывается поэтическими приемами, реальные люди сталкиваются с вымышленными персонажами. Моя цель – перевести внутренние состояния в чистое кино".

"Душа зверя" (Швейцария)

Одним лихорадочным летом отец-подросток Габриэль влюбляется в Кори, девушку своего лучшего друга Джоэла. Глубоко обиженный двойным предательством, Джоэл раскрывает правду о запутанном прошлом Габриэля – а там не только слишком ранее отцовство. Чтобы выйти из ситуации, Габриэль принимает решение столь же важное, сколь и мучительное.

Кроме кино автор картины Лоренц Мерц изучал музыку, живопись и фотографию. Его дипломная работа Un dia y nada (2008) получила "Серебряного леопарда" в Локарно и Швейцарскую кинопремию. "Вишневый пирог" (2013) был представлен в Локарно и Роттердаме, а "Летние игры" (2011) и "Война" (2014) также отмечены Швейцарской кинопремией. Лоренц Мерц является членом Европейской и Швейцарской киноакадемий.

О своем новом фильме режиссер сказал: "Когда я стал свидетелем рождения сына и смерти моих друзей, такое же ощущение пронзило мое тело – как будто я увидел проблеск сквозь внезапную трещину в пустом небе".

"Респект" (США)

Этот фильм является байопиком о "королеве соула" Арете Франклин. Авторы отслеживают ее путь от ребенка, поющего в хоре церкви своего отца, до международной суперзвезды. Фильм назван в честь одного из главных хитов Франклин: страстный кавер песни Отиса Реддинга Respect в 1968 году стал гимном феминистского движения и возглавил национальный хит-парад.

В главных ролях здесь дуэт лауреатов "Оскара": Арету сыграла Дженнифер Хадсон, а ее отца, Кларенса Франклина, – Форест Уитакер. Режиссер фильма Лизл Томми в свое время была первой цветной женщиной, номинированной на премию "Тони" за лучшую режиссуру бродвейской постановки ("Затмение" Даная Гуриры, 2017). "Респект" – ее экранный дебют. Лизл Томми отметила: "Для режиссера нет большего подарка, чем возможность воплотить на экране эту трансцендентную хронику борьбы женщины за самореализацию".

"Глубокий тыл" (Hinterland, Австрия-Люксембург)

Бывший военнопленный возвращается с Первой мировой войны домой, в Австрию. Однако возвращение не приносит радости: его товарищи жестоко убиты, и он решает привлечь серийного убийцу к ответу.

Режиссер Hinterland австриец Штефан Рузовицки – один из наиболее именитых участников фестиваля. Уже его дебют "Темпо" (1996) отмечен премией Макса Офюльса. Драма из крестьянской жизни в период между двумя мировыми войнами "Наследники" (1998) снискала широкое одобрение кинокритики, а хорроры "Анатомия" (2000) и "Анатомия-2" (2003) стали прокатными хитами в Германии. Наконец, историческая драма из жизни концентрационного лагеря "Фальшивомонетчики" (2007) получила "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке.

О своей новой работе Рузовицки говорит так: "Hinterland – это токсичная мужественность. Перг и его товарищи возвращаются с проигранной войны. Они испытывают стыд и гнев. Они реагируют на это слепой агрессией – против себя и других".

XS
SM
MD
LG