По итогам лотереи грин-карт DV–2024 Узбекистан занял первое место по числу получивших такой документ по программе Diversity: об этом свидетельствуют данные, опубликованные на сайте US Green Card Office. Программа Diversity затрагивает только страны, из которых в США приезжает относительно небольшое количество мигрантов, поэтому под нее не подпадают, к примеру, ни Мексика, ни Индия, ни Китай, ни Колумбия, ни Нигерия, ни Куба с Вьетнамом. Однако из 55 тысяч выданных в 2025 году грин-карт по этой программе 5 564 (то есть 10%) были получены именно гражданами Узбекистана.
Многие узбекистанцы подают заявки на лотерею грин-карт годами и даже десятилетиями. Почему они так хотят уехать из страны и попасть в США? И как в Узбекистане пользуются лазейками для того, чтобы получить заветный документ? Проект Азаттык.Азия Радио Свобода, который на русском языке рассказывает о жителях Центральной Азии, поговорил с узбекистанцами, которые уже выиграли в лотерею грин-карт или только подали заявки.
****
По итогам лотереи грин-карт DV–2025 Узбекистан занял первое место по количеству победителей — 5564 человека. Следом за ним идёт Алжир — 5526 человек. Также большое количество победителей зарегистрировано в России — 5519, Иране — 5267, Афганистане — 4009 и Украине — 4002.
Из остальных стран Центральной Азии в Кыргызстане грин-карту в 2024 году выиграли 3095 человек. В Казахстане — 2004 человека, Таджикистане — 2982 и Туркменистане — 2010 человек.
Грин-карта (Green Card) — это официальный документ, который даёт иностранцу право на постоянное проживание в США. Обладатели грин-карты также имеют право на работу и учёбу в США и на получение государственных льгот и социальных программ. Грин-карта также является первым шагом к получению гражданства США.
"Отправляли анкеты 18 раз, с мужем подаем раздельно, так больше шансов"
В Узбекистане с каждым годом увеличивается число людей, мечтающих переехать в США и начать там новую жизнь. Самый простой и безопасный способ это сделать — это именно сыграть в лотерею грин-карт. Узбекистан уже несколько лет подряд возглавляет список стран с наибольшим количеством поданных заявлений на грин-карту: ежегодно это делают около 2 миллионов узбекистанцев или более 5% населения. Но в итоге обычно лишь около 4 тысяч человек получают возможность переехать в США благодаря этой программе: часть победителей лотереи не проходят собеседования в посольствах или отсеиваются на других этапах.
Большая часть переехавших в США узбекистанцев живёт в Нью-Йорке. Также узбекистанцев много во Флориде, Сан-Антонио, Хьюстоне, Филадельфии, штатах Кентукки, Массачусетсе, Пенсильвании и Нью-Джерси.
50-летний узбекистанский активист Рустам Карим, который сейчас живет в США, говорит, что многим его согражданам хочется в США в первую очередь по экономическим причинам. Таких, по его оценке, примерно 90% участвующих в программе.
"Ради того, чтобы уехать из Узбекистана в Америку, многие люди готовы на всё — они продают квартиры, машины, залезают в долги", — подтверждает эти предположения узбекистанский журналист Улугбек Ашур, который сейчас живет в Канаде.
"В Узбекистане каждый год все массово заполняют заявку на грин-карту. Если заявка подаётся в ноябре, то до мая следующего года [результаты розыгрыша грин-карт выходят в мае — ред.] эти люди живут надеждой. Всю зиму эта надежда греет их. Они думают: “Вот перезимую этот год в Узбекистане, а потом уеду в Америку”, — подчеркивает он. — В мае выясняется, что человек не выиграл грин-карту. Тогда всё лето он работает, а в ноябре снова заполняет заявку. Мне известны случае, когда заявку на грин-карту заполняли даже достаточно состоятельные люди в Узбекистане".
У одних узбекистанцев выиграть грин-карту получается с первого раза, другие тратят на это годы.
38-летняя Умида (имя изменено по просьбе собеседницы) живет в Ташкенте, воспитывает с мужем троих детей — 10, 12 и 14 лет. Семья Умиды живёт в достатке — муж женщины работает на госслужбе, вдобавок к этому супруги владеют несколькими магазинами в центре столицы, которые сдают в аренду. Умида и её муж каждый год на протяжении уже 18 лет подают заявку на участие в лотерее грин-карт. Но пока им не повезло.
"Муж подаёт заявление на участие в лотереи отдельно, я — отдельно. Так у нас будет больше шансов на выигрыш, — рассказывает женщина. — Раньше я обращалась в различные фирмы, которые помогают заполнить и сдать заявку, а сейчас мне в этом помогает брат, который живёт в Америке. Я, муж и дети фотографируемся в Ташкенте, есть специальные фотостудии, которые делают фото для грин-карты. Потом я отправляю эти фото брату, а он уже в Америке заполняет за нас анкеты".
"В общей сложности мы отправляли анкеты 18 раз. Но, увы, не выиграли. Но мы не собираемся сдаваться и будем продолжать играть, — подчеркивает Умида. — Материальных трудностей в нашей семье нет. Мы всё делаем только ради детей, чтобы они смогли получить хорошее образование и у них было прекрасное будущее в Америке".
Самаркандский феномен
Наблюдатели отмечали "самаркандский феномен" среди победителей лотереи грин-карт в Узбекистане. Каждый год из Узбекистана выигрывали грин-карту в среднем 5 тысяч человек, но в среднем 3–3,5 тысячи из них были именно из Самарканда: такую статистику в 2012 году приводили в посольстве США в Ташкенте. Связано это было с тем, что этом городе развилась целая индустрия тех, кто массово подавал заявки.
Бывший журналист узбекской редакции Голоса Америке в Нью-Йорке Солех Яхъяев, также уроженец Самарканда, в беседе с Азаттык.Азия объяснил, как работает схема.
"В Америке действительно много самаркандцев, которые выиграли грин-карту и приехали сюда жить. Дело в том, что самаркандцы раньше всех остальных граждан Узбекистана подключились к этому процессу. Несколько лет назад, ещё в 90–е годы многие, даже в Ташкенте, не верили, что есть такая лотерея. Так как у самаркандцев был контакт с теми, кто давно уехал в Америку, в том числе с бухарскими евреями, они раньше других узбекистанцев узнали о лотерее грин-карт", — рассказывает журналист.
В результате, по его словам, самаркандцы не только стали играть в эту лотерею, но и превратили её в стабильный бизнес.
"Самаркандцы начали открывать специальные фирмы и набирать людей, в основном, студентов иняза, владеющих английским языком. Когда я жил в Самарканде, я видел, как эти студенты ходили по домам местных жителей, просили у них их личные данные и фотографию. Затем заполняли за них анкету, брали за это символическую сумму. Из ста человек, которым эти студенты заполнили анкету, хотя бы 2–3 человека выигрывали, — рассказывает Яхъяев. — Потом эти фирмы звонили победителям и говорили: "Вы выиграли грин-карту, приходите в офис". Там у них брали так называемый “суюнчи” [в восточных культурах это деньги или подарок за хорошие новости — ред.]. И брали деньги за продолжение процесса: сбор и оформление документов и всё прочее. Ведь регистрационный номер победителю не выдавался и оставался у сотрудников фирмы".
Проживающий в Канаде узбекский журналист Улугбек Ашур подтверждает существование схемы с массовой подачей заявок на грин-карту с использованием чужих персональных данных: она используется и в других городах. Многие люди, "подавшие заявку", по его словам, даже не знали о своём участии в розыгрыше.
"Когда я жил в Узбекистане, мошенники из разных трэвел-фирм обращались в вузы и бюджетные организации. Через своих знакомых в отделе кадров за символическую сумму они покупали данные студентов или сотрудников бюджетных организаций. Заполняли за них заявки и подавали на участие в лотерее, — рассказывает Улугбек Ашур. — Если кто-то выигрывал, то им сообщали о выигрыше и предлагали выкупить “ключ” [case number — номер дела заявителя. — ред.] за большую сумму денег. Я слышал, что сумма этого “ключа” варьировалась от 12 до 20 тысяч долларов".
"Это незаконная вещь. Плохо еще и то, что если человек, не зная, что кто-то подал заявку от его имени, сам подаёт заявку на участие в лотерее, его заявка аннулируется. И он уже никогда не сможет участвовать в лотерее грин-карт", — говорит Улугбек Ашур.
Еще в 2014 году узбекская редакция Радио Свобода/Озодлик провела собственное расследование и выявила такие схемы в Diversity Visa Program в Узбекистане. Редакция тогда подтвердила, что в Узбекистане действовали мошеннические фирмы, которые покупали персональные данные граждан, украденные из государственных баз данных, чтобы в последующем оформлять по этим данным заявки на грин-карту. О выигрыше людей информировали только в том случае, если их анкеты выигрывали.
Позже в целях борьбы с мошенниками Госдепартамент разрешил победителям лотереи проходить на следующий этап без указания проверочного кода (case number).
"На интервью в посольстве нам отказали: в прошлом муж имел проблемы с законом"
Участник лотереи грин-карт действительно сначала заполняет заявку (ранее она подавалась в бумажном виде, сейчас онлайн). Затем, в случае выигрыша, придётся пройти еще несколько этапов, прежде чем получить иммиграционную визу в США, то есть, победитель не может получить грин-карту автоматически.
Сначала нужно заполнить форму DS–260 — заявление с детальной информацией о самом победителе и членах семьи. Затем нужно пройти медицинское обследование в одной из аккредитованных клиник и подготовить необходимые для въезда в США документы. Финальный этап — это интервью в посольстве США, который включает проверку всех документов. И только в случае успешного прохождения интервью победитель получает визу.
В Самарканде люди действительно массово заполняли анкеты на лотерею грин-карт – и в кишлаках, и в городе. Но, в случае выигрыша, многие "срезались" на следующих этапах.
"В последние годы грин-карту выигрывают уже из разных частей Узбекистана. Здесь есть и из Бухары, и из Карши, и из Хорезма. Например, в Филадельфии самаркандцы живут отдельно, ташкентцы – отдельно, ферганцы — отдельно. Они создают здесь свой круг, как бы маленькие сообщества или маленькие махалли", — говорит Солех Яхъяев об узбекистанцах, которые переехали в США.
35-летняя Матлюба (имя изменено по просьбе собеседницы) из Ташкента несколько лет назад выиграла грин-карту в лотерею, но так и не смогла переехать с семьёй в страну своей мечты.
"Наша семья была так счастлива, когда я выиграла грин-карту. Мы спали и видели наше будущее в Америке. Но когда у нас были собраны все документы и мы зашли на интервью в посольство, нам отказали в выдаче иммиграционной визы. Это произошло из-за того, что в прошлом мой муж имел проблемы с законом в Узбекистане", — рассказывает собеседница.
"В Узбекистане продают неженатым парням информацию о незамужних девушках, выиграли грин-карту"
Еще один популярный механизм аферы с "зелёной картой" — фиктивные браки с выигравшими в лотерею. Их также используют фирмы, оказывающие услуги желающим иммигрировать в США, — рассказывает Ашур.
"Трэвел-фирмы в Узбекистане продают информацию о незамужних девушках, которые выиграли грин-карту. Объясню, как это работает: фирмы разделяют отдельно анкеты незамужних девушек, а когда девушка выигрывает грин-карту, они продают эту информацию неженатым парням, которые годами не могут выиграть эту лотерею, — говорит журналист. — К примеру, если незамужняя девушка выиграла грин-карту, к ней выстраивается очередь из женихов. А девушка даже не подозревает, почему к ней сватается такое большое количество парней".
"Парень, которого выбирает девушка, женится на ней, не жалея никаких денег на свадьбу. И только после свадьбы фирма сообщает девушке, что она выиграла грин-карту", — рассказывает Улугбек Ашур.
"К фирмам, которые оказывают услуги по грин-картам, обращается много неженатых парней, которые не смогли выиграть грин-карту. Они просят: “Пожените меня, пожалуйста. Мне нужно уехать в Америку”. Им предлагают следующую услугу: парню показывают свежую фотографию девушки, выигравшую грин-карту. Если девушка нравится парню, то ему предлагают отправить к ней домой сватов. Фотографию девушки и её домашний адрес фирма продаёт за 1000 долларов, — поясняет еще один человек, который сам воспользовался такой услугой. — После свадьбы девушка и парень заходят в посольство и получают иммиграционную визу сроком на 10 лет.
"Такая услуга обходится жениху в 15 тысяч долларов, но могут брать и 20 тысяч долларов. Но если вдруг ты по каким-то причинам не сможешь получить визу, то это твоя вина, денег ты обратно не получишь", — замечает он.
****
Улугбек Ашур признаётся, что его совсем не обрадовала новость о том, что Узбекистан стал лидером по количеству выигранных грин-карт.
"На самом деле тот факт, что узбекистанцы лидируют по количеству победителей грин-карт, должно огорчать, а не радовать! Это называется массовый побег из страны, — замечает журналист. — Это свидетельствует о том, что никто не хочет оставаться в Узбекистане".
"Если ты верующий — то тебе не позволят свободно исповедовать свою религию. Верующих загнали в рамки. Если ты успешный бизнесмен — то кто-то обязательно позарится на твой бизнес. Работы нет, хорошие рабочие места продаются, — перечисляет он возможные причины отъезда. — Устройство на работу решается при помощи непотизма. Если у тебя нет влиятельного родственника, ты не сможешь устроиться на хорошую, высокооплачиваемую работу".
"У людей в Узбекистане уже несколько лет наблюдается депрессивное настроение. Многие, особенно молодёжь, ищут лучшие страны для переезда", — подчеркивает Улугбек Ашур.