Ссылки

Новость часа

"Ханституция" для Жапарова. За что Кыргызстан голосует на референдуме и кто станет возможным новым президентом


Кыргызстан 10 января голосует на досрочных выборах президента и в тот же день – за или против изменения формы правления в стране на президентскую. Что это значит для Кыргызстана и кто поддерживает усиление роли президента?

За что кыргызстанцы голосуют на выборах и референдуме 10 января
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:27 0:00

Изначально руководство Кыргызстана, пришедшее к власти после протестов в октябре 2020-го, собиралось внести изменения в Конституцию, которые бы прямо в документе фиксировали масштабные полномочия президента страны.

Но из-за критики и недовольства в обществе власти приняли решение "спросить у народа", какую форму правления они предпочитают. В бюллетене должно быть три пункта: президентская республика, парламентская и "против всех", то есть ни та ни другая.

"С юридической точки зрения сам вопрос поставлен очень некорректно, – говорит эксперт по конституционному праву Сания Токтогазиева. – Можно даже сказать бездарно. Почему – потому что есть разные вариации как президентских форм правления, так и парламентских. Помимо этого, существуют еще и смешанные формы правления. При этом они избирателям не дают конкретизации, за какой вид парламентской формы правления они голосуют или за какой вид президентской формы правления".

Основной претендент на пост нового президента Кыргызстана – Садыр Жапаров, который был освобожден из тюрьмы своими сторонниками во время протестов в октябре. Он же – автор предложения о смене формы правления. Жапаров надеется, что после победы на выборах и референдуме проведет еще один – уже по изменению Конституции.

Десятая Конституция

Жапаров – не первый политик, который хочет переписать под себя Конституцию страны. С обретения Кыргызстаном независимости документ меняли уже девять раз.

Несколько раз Конституцию менял первый президент страны Аскар Акаев, он же впервые сделал Кыргызстан президентской республикой, фактически узурпировав власть.

После революции 2005 года президентом стал Курманбек Бакиев, который, изменив Конституцию, привел в парламент сильную пропрезидентскую партию. Это вдобавок к уже существующим широким полномочиям президента.

После революции 2010 года Конституцию переписали снова, вернув большую часть полномочий парламенту, ограничив правление президента одним сроком в шесть лет, сделав Кыргызстан парламентско-президентской республикой и подчеркнув значимость прав человека. Эта Конституция с некоторыми изменениями действует и сегодня.

А теперь опять – на референдуме исполнительную власть, которой сейчас обладают и президент, и премьер-министр, предлагается передать обратно президенту.

"Ханституция"

Если кыргызстанцы проголосуют за президентскую форму правления, это станет оправданием для очередного референдума за изменение Конституции, чтобы снова расширить полномочия главы государства. Предложенный документ в соцсетях уже прозвали "ханституцией".

"Закон очень сырой. С юридической точки зрения он противоречит основным, фундаментальным демократическим ценностям, – говорит Токтогазиева. – В том виде, какой он есть, если его принять, то однозначно это может привести к усилению президентской ветви власти, к огромным ограничениям прав и свобод граждан. Такая Конституция в контексте Центральной Азии, Кыргызстана чревата тем, что она может превратиться в "ханституцию".

Например, предлагается, что в переходной период, когда полномочия одного парламента закончились, а новый так и не избран (как, например, сейчас), у президента будет право наделять свои указы силой конституционного закона.

Еще одно предложение – сократить количество депутатов парламента со 120 до 90 и создать новый орган власти – "высший совещательный, консультативный и координирующий орган народовластия", Курултай, который может давать правительству и президенту "рекомендации". При этом назначать членов Курултая будет президент.

Антиконституционными предлагается сделать СМИ и общественные мероприятия, которые противоречат "общепризнанным нравственным ценностям, традициям народов Кыргызстана".

Все ли из этих предложений останутся в проекте Конституции, пока неизвестно, но в том, что документ усилит позицию президента, сомнений нет.

"Мы предлагаем, чтобы был один руководитель и парламент, – ранее заявлял Жапаров. – А что сегодня? Говорим, что действует парламентское правление, но на деле три партии объединяются, делят страну на три части и назначают на должности кого попало. Это и привело к сегодняшнему положению. Чтобы это не продолжалось, мы предлагаем народную Конституцию, которая будет работать в интересах государства".

Из тюрьмы в президенты

Карьера Жапарова взлетела после протестов в октябре 2020-го. Его назначили сначала премьер-министром, затем исполняющим обязанности президента. Это притом что еще несколько месяцев назад Жапаров сидел в тюрьме.

В 2017 году его осудили на 11 с половиной лет. Жапарова посчитали виновным в том, что он руководил захватом заложника во время протестов за национализацию золоторудного месторождения Кумтор, хотя в то время он и находился за границей.

Объясняют популярность Жапарова в том числе и судимостью, которую многие в Кыргызстане считают политически мотивированной. Кроме того, у Жапарова якобы нет сильных связей с кыргызскими кланами, хотя он и был депутатом при президенте Курманбеке Бакиеве и даже был его советником.

В Кыргызстане немало критиков законности референдума. И проблема не только в том, что президент, судя по всему, сконцентрирует много власти в своих руках.

Во-первых, у нынешнего парламента технически нет права предлагать изменения в Конституцию. Их полномочия официально закончились после выборов в октябре 2020 года. Депутаты вынуждены продолжить работу только для того, чтобы избежать вакуума власти из-за несостоявшегося голосования. А вот использовать этот переходный период для изменения Конституции, например, они не могут.

Во-вторых, проведение референдума в такие короткие сроки означает, что не все кыргызстанцы будут достоверно знать, за что голосуют: времени на агитацию слишком мало, а основные ресурсы сосредоточены у властей, которые поддерживают определенный исход голосования – выбор президентской формы правления.

Жапаров привлекает избирателей популистскими лозунгами, обещая в том числе бороться с коррупцией. Но задуманная им реформа государственного устройства может означать, что Кыргызстан снова вернется к авторитаризму.

XS
SM
MD
LG