В Москве Мещанский районный суд рассматривает уголовное дело против стендап-комика Артемия Останина. Его обвиняют в возбуждении ненависти и в оскорблении чувств верующих за две шутки – про безногого мужчину и про Иисуса Христа.
Уголовное преследование Артемия Останина началось с выступления на шоу в центре Москвы. Комик пошутил про мужчину с инвалидностью в метро, который "подорвался на мине", назвав его в скетче "скейтером".
Дело против комика возбудили в марте 2025 года после того, как на него написали донос провластные активисты. Они посчитали, что инвалидом, о котором шутили, является участник войны против Украины. Им же не понравилась другая шутка, про Иисуса Христа, в которой есть такая фраза, сказанная от имени Христа: "Я информацию людям принес, и знаете, что они сделали? Ну, распяли меня".
В марте 2025-го Останина задержали в Беларуси. Как утверждает стендапер, белорусские силовики избили его, сломав позвоночник. Комика сфотографировали с мясорубкой на шее и отрезанными дредами.
Белорусские правозащитники называют такую практику "типичной": "К глубокому сожалению, это все глубоко типично, вот эти вот издевательские дополнения к избиениям, – прокомментировал случившееся с Останиным Павел Сапелко из правозащитного центра "Весна". – Артемию повесили мясорубку на шею, нашим соотечественникам давали в руки дверцу от холодильника, давали в руки фаллоимитаторы. Это вот все, что подавляет волю человека…"
В январе 2026 года Мещанский суд Москвы допросил пострадавших по делу против комика. Минимум трое из них узнали о выступлениях из канала православного движения "Сорок сороков". В частности, в показаниях одной из них, Елены Зубаревой, говорится следующее: "Человек получил увечья, защищая страну, и кто-то над ним издевается. Даже слов нет. Моральный урод". Похожим образом про комика Останина высказывались и другие потерпевшие. При этом судья Олеся Менделеева отклоняла встречные вопросы защиты и самого Останина. А на последнем заседании судья прервала речь комика и удалила его из зала.
Культуролог Ян Левченко считает, что преследование комика характерно для современной России: "Смех не звучит по команде, смех не звучит в адрес тех объектов, которые назначены быть смешными. Наличие такого субъекта [комика], такого персонажа, человека, который занимается такими практиками, – оно изначально противоречит тем установкам общественным, той вертикальной структуре общества, которая сейчас культивируется в России".
Давление на комиков в России нарастает с 2018 года, говорит автор телеграм-канала (Не)занимательная антропология, социальный антрополог Александра Архипова: "Вот эта вся история с ним – это наказание ради наказания. То есть на самом деле в его шутках не было ничего такого суперважного для власти, но раз какой-то вот донос попался на глаза, то какого-то случайного комика надо наказать".
Вот как описывает Артемия Останина его знакомая, стендаперка Таня Щукина: "Я хочу сказать про Артемия, что это абсолютно безобидный, невероятно добрый молодой человек. Он очень хороший, очень приятный. Юмор у него всегда был специфический, провокативный. Надо понимать, что он еще начинающий стендап-комик по сути".
Обвинение запросило для Артемия Останина 5 лет и 11 месяцев колонии, а также штраф 300 тысяч рублей. Это близко к максимальному наказанию по уголовной статье.