Ссылки

Новость часа

90 кейсов подростков, переживших сексуализированное насилие в Летней экологической школе. 5 месяцев назад вышел подкаст "Ученицы"


"Отрицая прошлое, они открещиваются от идеи научиться хоть чему-то". Что изменилось в ЛЭШ через 5 месяцев после выхода подкаста "Ученицы"?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:36 0:00

"Отрицая прошлое, они открещиваются от идеи научиться хоть чему-то". Что изменилось в ЛЭШ через пять месяцев после выхода подкаста "Ученицы"?

Настоящее Время возвращается к истории, которая потрясла российские социальные сети осенью 2022 года: тогда журналистка Настя Красильникова опубликовала масштабное расследование о сексуализированном насилии и харассменте в Летней экологической школе. Эта школа в формате летнего лагеря была важным для России явлением, она существовала почти 30 лет. Преподаватели школы обещали провести реформы. И вот теперь, спустя пять месяцев, героини расследования говорят: перемен пока нет, а сами они чувствуют бессилие.

Подкаст был опубликован в октябре 2022 года. Он собрал более миллиона прослушиваний. Была надежда, что резонанс приведет к большой дискуссии в сфере образования и к глобальным переменам. После релиза расследования преподаватели летней школы и сами пострадавшие говорили: старое руководство школы отстранили, создана инициативная группа для внутреннего расследования, организуют наблюдательный совет, куда войдут потерпевшие, и все вместе разработают этический кодекс, чтобы больше такого не было. И вот прошло пять месяцев.

"В итоге ничего этого нет. Официальный спикер ЛЭШ по имени Майя сказала, что никакого наблюдательного совета нет, не будет и не планируется", — рассказывает героиня подкаста "Ученицы" Аша Комаровская. И это притом что собрали порядка 90 кейсов неподобающего поведения преподавателей в отношении учеников и учениц в Летней экологической школе.

Когда истории о романах учителей и подростков вскрылись, собралась инициативная группа из преподавателей и сотрудников ЛЭШ, которые не были замечены в харассменте. И выделили три направления работы: расследование кейсов, работа со СМИ и сообществом, создание этического кодекса. Девяносто собранных кейсов разделили на группы.

"У нас сейчас какие есть вообще маркеры: сексуализированное насилие, физическое насилие, психологическое насилие, неэтичное поведение, непедагогическое поведение", – говорит участница инициативной группы Дария Триана-Ривера. Затем решили расследовать кейсы за последние пять лет. Чтобы, как говорят в инициативной группе, убрать преподавателей, способных навредить детям, и обезопасить учеников будущих летних школ.

Кейсы Аши, Маши, Светы, других пострадавших из подкаста участники инициативной группы классифицируют как старые. От них не отказываются, но и разбирать будут не в первую очередь. Такая политика вызывает недоумение у героинь подкаста: ведь именно они нашли в себе силы прийти к журналистам и рассказать, что происходит в ЛЭШ. Без их историй не было бы этой инициативной группы и ее работы. Девушки опасаются, что прошлое просто замылят. "Отрицая все это прошлое, они фактически открещиваются от идеи научиться на этом прошлом хоть чему-то", – считает участница подкаста Аша Комаровская.

Девушки, пережившие насилие в ЛЭШ, не уверены, что членам инициативной группы вообще можно доверять. Единственный преподаватель, который хоть как-то с ними коммуницировал и пытался привлечь их к работе над реформами, ушел из-за разногласий в группе. На другого члена группы через анонимную форму пришел кейс о непедагогичном и неэтичном поведении с учеником. Его исключили. Но и к оставшимся есть вопросы. "Одна из психологов, которая делала этический кодекс, на мой взгляд, питала чувства к некоторым детям, девяти- и десятиклассникам на тот момент. Это 2010 год примерно", – говорит участница подкаста Света Ястребова.

Пока пострадавшие сомневаются, что школа заинтересована в больших переменах. А реформаторы ЛЭШ ставят перед собой задачи: доработать этический кодекс и другие внутренние документы, которые будут регулировать отношения в школе. А также – решить, что, собственно, делать с агрессорами. Участницы подкаста считают, что было бы правильно передать собранные кейсы напрямую в Следственный комитет, что ЛЭШ вряд ли сделает. После начала полномасштабной войны в Украине ряд участников подкаста выехали из России. Сами они в российский Следственный комитет, конечно, уже не сходят.

Помочь может только внимание журналистов и общественности. Накануне стало известно, что инициативная группа из-за освещения в СМИ все же решила вернуться к старым кейсам и начала выстраивать общение с Ашей. А очередной выезд одного из отделений летней школы отменили, пока не появится этический кодекс.

В прошлом году в России было опубликовано крупное исследование по теме "Сексуализированное насилие над детьми". В нем приняли участие порядка 17 тысяч респондентов. Исследование провели "Академия безопасности Ольги Бочковой" и Консорциум женских НПО при поддержке организации "Тебе поверят". По их данным, до 90% пострадавших от сексуализированного насилия в России – это несовершеннолетние девочки.

XS
SM
MD
LG