Ссылки

Новость часа

"Нам нужно, чтобы его оправдали!" Родители строителя, убитого в Актобе в январе-2022, добиваются, чтобы с него сняли ярлык "террориста"


Буркит и Кульсым Жубаназаровы у могилы своего сына Русланбека, убитого силовиками во время протестов 7 января 2022 года в городе Актобе
Буркит и Кульсым Жубаназаровы у могилы своего сына Русланбека, убитого силовиками во время протестов 7 января 2022 года в городе Актобе

Русланбек Жубаназаров, 30-летний житель села Монке-Би Актюбинской области Казахстана, был убит седьмого января 2022 года в Актобе в ходе так называемых январских событий. Русланбек работал строителем и грузчиком, жил с родителями, был в разводе с женой и имел четырехлетнего сына. Спустя год никто из силовиков, разгонявших протесты в Актобе, не привлечен к ответственности за его смерть, а самого Русланбека после смерти сначала обвинили в "терроризме". Весь год родители погибшего пытаются снять с него клеймо преступника. Но официально извинений за гибель сына они не получили, несмотря на то, что общественный фонд "Народу Казахстана" передал семье семь миллионов тенге ($15 200) в качестве благотворительной помощи, признав Русланбека "случайной жертвой" январских событий.

****

В январе 2022 года в Казахстане прошли массовые протесты: они начались из-за скачка цен на сжиженный газ, но потом переросли в политические митинги, а в нескольких городах – в беспорядки, которые были жестко подавлены казахстанскими силовиками и военными ОДКБ. Во время январских событий погибли более 200 человек. Большинство убитых силовиками людей власти обвинили в "терроризме". Но среди них есть немало и случайных жертв, существование которых власти поначалу пытались отрицать.

Одним из случайно убитых в Актобе седьмого января 2022 года стал Русланбек Жубаназаров. Его застрелили, вероятно, во время силового разгона полицией демонстрантов. Родителей Русланбека разыскали журналисты казахской службы Радио Свобода.

Семья Жубаназаровых живет в небольшом селе Монке-Би в 300 километрах от Актобе с населением чуть более тысячи человек. 30-летний Русланбек был младшим из шестерых детей и единственным, кто жил с родителями: его отец, Буркит Жубаназаров, работает охранником на щебеночном заводе в соседнем селе. Русланбек был женат, но с женой развелся, его сын после после развода остался жить с матерью.

Родители вспоминают, что шестого января Русланбек собирался на "шабашку" в Актобе, чтобы заработать денег и сделать подарок четырехлетнему сыну. "В тот день он дольше обычного мылся в бане и долго подстригал ногти. Смотрел на меня в зеркале шкафа, не сводил глаз", – вспоминает мать Русланбека Кульсым Жубаназарова.

В Актобе в те дни было неспокойно, протестные митинги на главной площади шли уже четвертый день. За день до гибели Русланбека, пятого января, на площади, где проходили протесты, уже ранили человека, местного жителя Файзуллу Нургельдина. Он попал в больницу с ранением головы, его прооперировали и даже выписали, но мужчина скончался через два месяца. Позже следственные органы закрыли дела по факту гибели и Нургельдина, и Русланбека Жубаназарова, сославшись на "отсутствие состава преступления".

Русланбек Жубаназаров, застреленный 7 января 2022 года в Актобе
Русланбек Жубаназаров, застреленный 7 января 2022 года в Актобе

По словам матери, вечером шестого января Русланбек доехал до Актобе, зашел домой к сестре, оставил у нее сумку с вещами и уехал в центр города. Позже родственники узнали, что Русланбек вместе с друзьями в последние часы митинга пошел на площадь. Когда полиция там начала разгонять людей, он убежал во двор соседнего дома. В толпе друзья потеряли его из виду.

Были сообщения, что тем вечером около 200 человек с площади в Актобе привезли в полицейский участок. Ближе к утру полиция начала стрелять по демонстрантам резиновыми пулями и применила слезоточивый газ. Примерно в четыре часа утра перед домом 27A на проспекте Абулхаир-хана жители увидели труп человека и вызвали "скорую". Это был Русланбек Жубаназаров. Седьмого января после обеда родственники Русланбека нашли его в морге.

В течение месяца семье не давали забрать тело застреленного мужчины и похоронить его, рассказывала в прошлом году казахская служба Радио Свобода. Родственникам даже грозили, что закопают в траншее с бродягами. "Жубаназаров – террорист. Тело не выдается. Расходитесь по домам! Иначе и вас расстреляем. У нас есть приказ стрелять по всем, кто не подчиняется", – передала слова полицейского сестра убитого.

Мать Русланбека умоляла сотрудников морга выдать ей тело сына, даже если в справке о смерти напишут, что он умер от аппендицита, – чтобы как можно скорее похоронить его в соответствии с исламскими традициями.

Буркит Жубаназаров возле дома в селе Монке-Би
Буркит Жубаназаров возле дома в селе Монке-Би

"Где вы видели, чтобы мусульманин так глумился над мусульманином?! – возмущается Кульсым Жубаназарова. – Кто теперь ответит за это?! Кто-нибудь может ответить? Или так и останется?! Разве мой сын хуже бродячей собаки? Один раз оскорбили, застрелив его. Во второй раз его оскорбили, сказав, что "Жубаназаров – террорист".

Лишь середине февраля 2022 года тело Русланбека Жубаназарова передали родным. После Русланбек был похоронен на кладбище за три километра от села Монке-Би. "Каждый раз, когда приезжаю домой с вахты, я хожу на могилу сына и читаю заупокойную молитву", – говорит отец убитого. По его словам, он молит Аллаха, чтобы его сына оправдали. Но пока восстановить репутацию Русланбека ему не удается.

"Пусть дадут бумагу, что он оправдан, и скажут, что сын не террорист, мне больше ничего не нужно! До сих пор никто не пришел и не принес извинения, не сказал, что его "убили по ошибке". Нет, такого не было. Застрелили – и все!" – возмущается Буркит Жубаназаров.

Ни в областном департаменте полиции, ни в прокуратуре Радио Азаттык не ответили, по какой статье было возбуждено дело в отношении Русланбека Жубаназарова и расследуется ли его смерть по "террористической" статье. По официальным данным, в суд в Актобе поступило 21 дело, начатое в связи с январскими событиями. Сейчас в суде рассматривается дело в отношении 18 человек. Трое из них обвиняются по статьям о "массовых беспорядках", "применении насилия в отношении представителя власти", "хищении оружия".

Осенью прошлого года общественный фонд "Народу Казахстана" передал семь миллионов тенге (15 тысяч 200 долларов США) в качестве благотворительной помощи семье Русланбека Жубаназарова. Накануне годовщины январских событий фонд распространил информацию о том, что в общей сложности 540 пострадавшим во время протестов в январе 2022 года выделил 2 миллиарда 112 миллионов тенге (более четырех с половиной миллионов долларов США). В списке "случайных жертв" январских событий значатся и Русланбек Жубаназаров, и Файзулла Нургельдин. Но официального сообщения властей о том, что Жубаназаров был обвинен в "терроризме" без оснований, родители так и не получили.

Жубаназаровы снова побывали в Актобе седьмого января 2023 года, в годовщину смерти Русланбека, чтобы прочитать там заупокойную молитву в память о сыне. "Мама сегодня проплакала весь день. Ни папа, ни мы не могли ее утешить", – рассказала в тот вечер сестра Русланбека Жайнагуль.

Кульсым Жубаназарова, мать Русланбека
Кульсым Жубаназарова, мать Русланбека

"Когда люди слышат, что нам перечислили семь миллионов тенге, говорят: "Мертвые не возвращаются, смиритесь. Ничего не изменится, пока власть не сменится". Наверное, родственники, у которых есть более или менее важные должности, боятся, что это заденет их. Они также хотят, чтобы "казан оставался с закрытой крышкой", — говорит Кульсым Жубаназарова. — Дальним родственникам сразу сказали: "Держитесь от нас подальше!" Но мы никогда ни у кого ничего не просили: ни когда сын еще был жив, ни после его смерти. Миллионы и миллиарды не стоят и ногтя моего сына. Нам прежде всего нужно, чтобы его оправдали!"

Изначально интервью с родственниками убитого строителя опубликовано на сайте казахской службы Радио Свобода

XS
SM
MD
LG