Ссылки

Новость часа

"Если скажешь, пострадают родные". История Каракат из Казахстана, семью которой отправили в китайский лагерь перевоспитания


Гражданка Казахстана Каракат Абдеш провела под домашним арестом в Китае несколько месяцев. Это было два года назад, но она никому об этом не сообщала, потому что в Китае ее предупредили: если будет жаловаться, пострадает ее муж и его родственники в лагере перевоспитания в Синьцзяне. Но теперь мужа приговорили к семи годам. Каракат решила рассказать свою историю и просить помощи у властей Казахстана.

История Каракат из Казахстана, семью которой отправили в китайский лагерь перевоспитания
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:19 0:00

Каракат Абдеш и ее родители – оралманы, этнические казахи-репатрианты, вернувшиеся в Казахстан в 2005 году. Почти сразу они получили гражданство, а в 2007 году Каракат познакомилась со своим будущим мужем, тоже этническим казахом из Китая. Он занимался бизнесом, но гражданство оформлять не спешил – хватало вида на жительство.

"Мы поженились в 2009 году. Построили дом, жили не хуже остальных. Родители супруга приезжали к нам в гости из Китая. А в 2017 году мы сами уже с двумя детьми поехали к ним в гости. Остались там почти на два месяца. В апреле того же года, когда мы были еще там, моего мужа, свекра и брата мужа вызвала полиция. Сказали, что они преступники, и закрыли их", – рассказывает Каракат.

В доме из мужчин остался только младший брат мужа, но позже в лагерь забрали и его. "Прежде чем арестовать, его заставили собственными руками уничтожить дом, кафе и еще один бизнес. Когда он ломал дом, за ним наблюдала полиция. Это делалось для того, чтобы мы потом не смогли сказать, что наше жилье и бизнес у нас отобрало государство", – вспоминает Каракат.

Каракат с детьми и отцом в Нур-Султане
Каракат с детьми и отцом в Нур-Султане

Ее саму и других женщин поместили под домашний арест. Каракат Абдеш была гражданкой Казахстана и несколько раз ездила в Казахстан продлевать визу, но никому не рассказывала о случившемся с ней и мужем: "Они меня отпускали. Но жаловаться кому-либо я не могла. Потому что власти Китая меня предупреждали: сказали, если, мол, скажешь кому, то пострадают родные в лагере. И мне приходилось молчать. Теперь, спустя два года, когда моего мужа осудили на семь лет, я решила не молчать".

Каракат Абдеш и двое ее детей – шестилетний сын и девятилетняя дочка – сейчас живут в Нур-Султане. Женщина еще в апреле 2019 года написала письма Нурсултану Назарбаеву, Касым-Жомарту Токаеву и министру внутренних дел Казахстана, но ответа пока не получила. В МВД в ответ на вопрос Настоящего Времени пообещали прояснить ситуацию с письмом Каракат Абдеш позже.

"Такой случай впервые, чтобы из одной семьи задержали сразу четверых, – комментирует ситуацию Каракат представитель правозащитного объединения "Атажурт" Миллатхан Айткалев. – К сожалению, нет даже статистики, сколько этнических казахов все еще находятся [в лагерях перевоспитания в Китае]. Но такие семьи, которые вынужденно разделены, есть".

XS
SM
MD
LG