Ссылки

Новость часа

Главред "Новой газеты Европа" – о состоянии здоровья Кадырова и возможной смене власти в Чечне: "Его по-прежнему некем заменить"


Рамзан Кадыров провел самую короткую для него "прямую линию" с жителями Чечни. На этот раз она состоялась вечером в воскресенье, а не днем в будни, как раньше, и длилась всего два часа. В реальности глава Чечни говорил еще меньше. Часть "прямой линии" заняли заявления главы правительства Магомеда Даудова и доклад муфтия республики. Во время их выступлений Кадыров сидел молча. "Прямую линию" транслировали телеканал "Грозный" и филиал ВГТРК в Чечне. Эфир был доступен на страницах этих телеканалов в соцсетях и в соцсетях Кадырова. Но после эфира полная запись "прямой линии" была удалена, в соцсетях и на сайтах остались лишь отдельные фрагменты эфира. Хотя записи трех предыдущих "прямых линий" доступны в пабликах чеченских и федеральных СМИ.

Но даже на опубликованных фрагментах видно, как Кадырову тяжело говорить, он часто отвечает на вопросы с закрытыми или опущенными глазами. "Я пойду на выборы, если президент предложит, а народ поддержит. А так, если меня спросить, то я уже сыт по горло этой властью и служением народу", – сказал Кадыров.

На 14 декабря "прямую линию" чеченские власти запланировали лишь девятого декабря. За несколько дней до этого издание "Верстка" писало, что "прямую линию" переносят из-за ухудшения состояния здоровья Рамзана Кадырова. По данным "Новой газета. Европа", летом и осенью у Кадырова прогрессировали проблемы с почками, ему поставили нефростому и регулярно проводят диализ. Журналисты отмечали, что на записях с официальных мероприятий Рамзана Кадырова почти не показывают, а на редких кадрах с ним можно заметить, что он очень медленно ходит, у него изменилась походка, а движения стали скованными.

Больше об этом мы поговорили с главным редактором "Новой газеты Европа" Кириллом Мартыновым.

Главред "Новой газеты Европа" Кирилл Мартынов – о состоянии здоровья Кадырова и возможной смене власти в Чечне
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:09:44 0:00

– Что происходит с Кадыровым?

– Кадыров, очевидно, болеет. Когда первая информация о его болезни появилась в паблике, он еще записывал разные развлекательные видео, где он то на силовых тренажерах занимается, то показывает свою силу, перетягивая джип при помощи каната. Сейчас, очевидно, ему хуже, он с трудом мог высидеть эту пресс-конференцию, на которой он в основном молчал. Обращает на себя внимание фраза, что он "сыт по горло этой властью и этим служением народу". Мне кажется, это такой миметический тезис про то, что и служение народу у Кадырова стоит поперек горла.

В течение всего этого года кадыровская система готовилась к транзиту, к тому, что случится нечто, что сделает невозможным даже формальное выполнение обязанностей со стороны Кадырова. Его наследник Адам наконец-то стал совершеннолетним, хотя он все равно слишком юн, чтобы непосредственно сменить его на должности главы Чеченской Республики. И, мне кажется, структурная подготовка к передаче власти заключалась в том, что чеченский бизнес в этом году очень активно переписывался на родственников Кадырова. Они раньше были скорее кураторами прибыльных бизнесов в Чеченской Республике. Теперь они официальные собственники. Это тоже очевидно подготовка к тому, что могут произойти события, которые поменяют ситуацию в республике.

– "Новая газета Европа" много писала о болезни Кадырова, и, собственно, вы говорите о том, как в Чечне пытаются поделить власть на случай, если Кадыров умрет. А сейчас что говорят ваши источники?

– Кадыров может находиться в таком состоянии еще довольно долго, потому что с этим диагнозом сейчас люди живут длительное время. Мы вряд ли можем ожидать, что он уйдет в лучший мир в течение следующих месяцев. Хотя все может быть. Я так понимаю, что стратегия кадыровского клана заключается в том, чтобы показать, что ему нет альтернативы, что нельзя назначать каких-то внешних людей.

Политическая карьера Апти Алаудинова, в котором начинали видеть преемника Кадырова, сейчас находится не в лучшей такой своей точке. Очевидно, что у него не хватает ресурсов, чтобы предлагать свои услуги, в том числе кадыровскому клану, нет достаточного доверия. Он все-таки не участник этого клана, а, скорее, союзник с каким-то конфликтным прошлым.

Стратегия Кадырова заключается в том, чтобы взять максимальную паузу в нынешнем состоянии, делать какие-то резкие заявления, то есть, заниматься самопиаром по старой логике, что он готов к войне с Европой и заставит Европу извиняться перед Путиным, неизвестно за что. А тем временем растет наследник. И, может быть, если Кадыров в таком состоянии еще протянет какое-то время, то этот наследник в лице Адама и займет его кресло.

Есть некоторые проблемы с тем, что формально в Чечне в следующем году состоятся выборы. Наверное, если все будет продолжаться по такому инерционному сценарию, то Кадыров действительно в них будет участвовать. Это будет такая полумертвая избирательная кампания, как была полуживая прямая линия. Вполне вероятно, что Кадыров примерно в таком же состоянии через год еще сможет продолжать имитацию своей деятельности. Его сейчас сравнивают с поздним Брежневым по его уровню физического состояния и способности говорить. Но это не мешает делать вид, что Кадыров и есть глава Чеченской Республики. И эта ситуация может быть вполне инерционной, если в ближайшее время не произойдет резких изменений в состоянии его здоровья. Это все достаточно непредсказуемо.

Есть еще история про то, что по данным наших источников, Кадыров не соблюдает предписания врачей. И сейчас к нему представлены кураторы из ФСБ, со стороны федерального центра, которые следят за тем, чтобы он минимально эти предписания врачей соблюдал, чтобы не случилось самого худшего для российской власти – внезапной кончины Кадырова, которого по-прежнему некем заменить в этом взрывоопасном регионе.

– А в этот процесс каким-то образом включен Путин?

– Одна из частей стратегии кадыровского клана заключалась в том, чтобы публично показывать, что у Путина нет альтернативы кадыровскому клану, что если с самим Рамзаном что-то случится, то только его родственники могут претендовать на то, чтобы продолжить его темное дело. Поэтому есть сложившийся ритуал, когда Путин встречается с детьми Кадырова и показывает, что у верховного главнокомандующего, как они его называют, есть какие-то личные отношения именно с семьей Кадырова. На этот уровень никто из потенциальных сменщиков Кадырова больше претендовать не может. Исходя из того, что я наблюдаю, Путин тоже согласен на такой инерционный сценарий – пусть Кадыров сидит сколько сможет сидеть, пусть молчит, пусть говорит "дон", главное, чтобы в Чечне не начали происходить какие-то процессы, которые тяжело контролировать федеральному центру. Пока в Чечне тихо, кадыровский клан Путина полностью устраивает, и кадыровский клан утверждает, что только он может с этой тишиной в дальнейшем справляться.

– Можно ли сделать из ваших слов вывод, что Путин утвердил этот рабочий план престолонаследия?

– Путин способен быстро менять свои планы как тактик, но пока просто никакого альтернативного плана по этой личной передаче власти по образцу Северной Кореи в рамках династии Кимов-Кадыровых просто не просматривается. Поэтому можно считать, что да, утвердил на сегодняшний момент.

XS
SM
MD
LG