Ссылки

Новость часа

Что означает отставка главы украинского МВД Арсена Авакова


Почему отставка Авакова стала неожиданностью в Украине
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:10:18 0:00

Почему отставка Авакова стала неожиданностью в Украине

В Украине подал в отставку один из самых известных министров – глава МВД Арсен Аваков. Он руководил полицией при двух президентах, Петре Порошенко и Владимире Зеленском, на эту должность пришел после революции 2014 года, где был комендантом Евромайдана.

Его отставка стала довольно неожиданной: несмотря на то, что в последнее время часто звучали сторонники его ухода, заявление об увольнении появилось без видимого повода.

Что значит эта отставка для правительства Зеленского и чем запомнился Аваков на посту министра, Настоящему Времени рассказал директор Харьковского института социальных исследований Денис Кобзин.

— Многие, кто выступал за отставку Авакова, вчера вдруг смутились после его заявления об увольнении. Вас это тоже смутило?

— Честно говоря, да.

— Почему?

— Потому что он – не такая простая фигура. Он уже давно больше, чем просто министр внутренних дел. И такой уход без каких-либо оснований видимых – ничего к тому, что раньше говорилось, не добавилось, и внезапно он уходит – показывает, что происходят какие-то договоренности, о которых мы не знаем. Это немного всех смущает.

Кроме того, Аваков уже долгое время у нас был фигурой такой, которую описывали одним выражением "не первый, но и не второй". В условиях слабо работающих судов он по факту выполнял роль противовеса в нашей странной системе сдержек и противовесов. Это очень хорошо проявилось на последних выборах президента. И теперь с его уходом есть опасения, что офис президента, получив своего человека на должности главы МВД, получает слишком много ресурсов и слишком жесткую вертикаль перед будущими президентскими выборами. Это вызывает опасения, потому что в системе сдержек и противовесов на один серьезный противовес стало меньше.

— Вы говорите "перед будущими президентскими выборами" – вы имеете в виду возможные досрочные президентские выборы или о чем речь?

— Нет. Я имею в виду не досрочные президентские выборы. Но об этом уже речь идет – о следующих президентских выборах. Зеленский и его команда уже неоднократно говорили о его намерении баллотироваться на следующий срок.

— То есть это открывает путь Арсену Авакову на должность выше?

— Нет, это не открывает путь для Арсена Авакова. Это скорее открывает путь для Зеленского, потому что на предыдущих выборах Аваков по факту занял позицию стороннего наблюдателя, не играл на стороне действующего президента Порошенко, обеспечивал честные выборы. И при всех желаниях Порошенко пойти на второй срок он не смог это сделать.

Очевидно, что в офисе президента Зеленского сейчас есть такие же опасения, что второй срок может не состояться при наличии такого серьезного игрока, как Аваков, во главе такого огромного института, как МВД. Я напомню, что за каденцию Авакова МВД сильно разросся и теперь это не только полиция – это национальная гвардия, чрезвычайные ситуации, миграционная служба и пограничная служба. Это очень большой ресурс, который является лакомым куском для любых представителей власти.

— Если подводить семь лет Авакова в кресле министра, можно ли говорить о том, что Аваков был одним из тех, кто смог остановить агрессию России в Украине?

— Да, в принципе это один из его больших плюсов – то, что после 2014 года того, каким он был, – это реально окончание Майдана и начало агрессии, и войны России против Украины – стало шоком и для правоохранительной системы и для людей в целом, и он был одним из немногих, кто в этот момент брал на себя ответственность и закрывал буквально пылающие какие-то точки, искал ресурсы, причем не только внутри страны, но и на международном уровне. Это его достоинство, сильная сторона, и за это ему стоит сказать спасибо. Но это не означает, что он однозначно является позитивной фигурой, потому что недостатков у него тоже хватало.

— Какие главные недостатки были у Авакова за эти семь лет?

— Самый главный недостаток – это то, что мы потеряли семь лет и отличную возможность реформировать правоохранительную систему. Возможно, это стало последствием какой-то травмы, когда в 2014 году система ему не подчинялась, но Аваков все свои усилия сконцентрировал не на том, чтобы обновить, изменить, улучшить систему, приблизить ее к каким-то новым стандартам, вывести на новый уровень эффективности – на взаимодействие с населением, на повышение уровня доверия, – а он сконцентрировался на том, чтобы законсервировать ее и сделать максимально управляемой. В принципе, он этого результата достиг. Но простой украинец по факту за семь лет не увидел каких-то изменений в том, как работает полиция, за исключением, пожалуй, патрульной полиции. Но я напомню, что патрульная полиция – это всего лишь одна десятая от личного состава, не произошло ни обновления, ни изменения практик, протоколов деятельности, ни серьезного изменения нормативной базы, подходов, ни отказа от системы показателей, ни уменьшения количества незаконного насилия.

Если сравнить полицию сейчас и полицию в 2013 году, то мы видим только один квантовый скачок в сторону улучшения – это работу на массовых мероприятиях. Во всем остальном работа полиции осталась такой же самой.

— Когда в 2019 году президент Украины Зеленский встречался с Путиным в Париже – тогда чуть ли не правой рукой в переговорах был Аваков. Или я ошибаюсь?

— Да, это так. Аваков серьезная политическая фигура, это человек, который имеет связи очень серьезные внутри страны и вес, отличное видение и понимание ситуации, и его еще прекрасным достоинством является то, что за эти семь лет он приложил максимум усилий для того, чтобы продвигать интересы Украины на международном уровне, продвигать наше видение того, что происходит здесь, потому что очень сложно иногда с европейскими и другими мировыми политиками разговаривать, потому что ведется очень сильная пропаганда со стороны России. И также он привлек большое количество помощи Украине. Это человек, который на международном уровне представлял Украину достаточно неплохо. Поэтому на таких мероприятиях он как правая рука был бы весьма полезен.

— То есть министр внутренних дел Украины фактически представлял Украину на международной арене?

— Да. Если вы посмотрите, то очень многие международные мероприятия он проводил даже сам, и в последнее время даже в том числе. То есть он искал международную помощь, он заявлял украинскую повестку на разных международных саммитах и так далее. То есть он самостоятельная фигура.

— Но при этом так и не удалось системе правоохранительных органов искоренить коррупцию и пытки. Как считаете – почему?

— Потому что перед ним в 2014 году такая дилемма встала: реформировать либо сохранять управляемость системы. Он выбрал [сохранить] управляемость системы. Отказаться от этой концепции, даже когда не было уже таких горячих моментов, он уже не смог.

Мое мнение такое, что он слишком сконцентрировался на том, чтобы управлять системой из своего кабинета. Соответственно, [не было] никакой речи о каких-то серьезных реформах, которые обязательно повлекли бы за собой децентрализацию, отток кадров, возможно, в какой-то момент еще какие-то последствия, недовольство сотрудников. Он к этому всему и не подступился, хотя общество этого сильно ждало. И насколько я знаю, даже многие сотрудники полиции, а до этого и милиции, ждали, что будут реформы. Они ждали, что прекратится система показателей, улучшится финансирование, станут плотнее работать с общинами. К сожалению, к этому мы не пришли.

— Вы можете сейчас предположить, что дальше будет для Арсена Авакова? Будет ли он продолжать влиять на украинскую политику после отставки?

— С очень высокой вероятностью будет. Но, честно говоря, ходят разные слухи о том, куда он может пойти. Но я считаю, что единственная должность, на которую с его амбициями, опытом, политическим весом он мог бы претендовать, – это премьер-министр. Но я не уверен, что прямо сейчас он согласится на эту должность. Я думаю, возможно, будет какой-то тайм-аут, а потом он будет собирать ресурсы.

Вряд ли у него будут серьезные амбиции по поводу создания своей партии, потому что его политический рейтинг в стране невысокий. Тут ходят предположения, что он мог стать, допустим, мэром такого важного для Украины города, как Харьков. Я думаю, что на это он тоже вряд ли согласится, потому что он намного уже более крупная фигура, чем мэр города. Поэтому я думаю, что либо премьер-министр, либо еще посмотрим, не знаю.

XS
SM
MD
LG