Ссылки

Новость часа

"Безусловно, есть тень сомнения в результатах": политолог – о скандале с результатами выборов в Кыргызстане


"Тревожный сигнал и вызов новой власти": политолог – о скандале с подсчетом голосов на выборах в Кыргызстане
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:51 0:00

"Тревожный сигнал и вызов новой власти": политолог – о скандале с подсчетом голосов на выборах в Кыргызстане

Выборы в парламент Кыргызстана, которые прошли 28 ноября, обернулись скандалом: несколько партий обвинили ЦИК и власти в фальсификации итогов голосования и в "редактировании" результатов, которые автоматически появлялись на сайте ЦИКа после обработки бюллетеней урнами электронного голосования. Политики отмечали, что в Кыргызстане из-за применения электронных урн результаты голосования обычно становятся известны в первый же час после закрытия участков. Но на этот раз что-то пошло не так. На сайте ЦИКа в процессе выкладывания результатов произошел сбой, после которого многие партии и кандидаты "потеряли" голоса.

ЦИК Кыргызстана объяснил сбой на сайте "некорректной" формулой, которая якобы изначально была заложена в систему "Выборы", и пообещал пересчитать бюллетени вручную. Эти подсчеты продолжаются уже более суток, но, как сообщают отдельные политики, в честности счетчиков есть сомнения: наблюдателей к подсчетам не допускают.

Политолог Эдиль Осмонбетов считает, что нынешний скандал может серьезно ударить по репутации ЦИК Кыргызстана. Но он не верит, что результаты выборов будут полностью отменены, как это произошло во время прошлого голосования в парламент.

– Как вы считаете, непонятная ситуация с подсчетом голосов подорвала доверие к прозрачности нынешних выборов в парламент Кыргызстана?

– Я думаю, что вы, безусловно, с одной стороны, правы. Потому что вся политическая история Кыргызстана за 30 лет, все парламентские выборы, к сожалению, завершались или революцией, или политической нестабильностью. Есть, безусловно, политические параллели, есть исторические параллели.

Сегодня, я думаю, прекрасно зная весь опыт прошлых событий, парламентских выборов тем более прошлого года, все-таки, наверное, новая власть старалась провести выборы открыто, прозрачно, без административного ресурса широкого применения. И я думаю, что все, что сейчас происходит, все-таки это больше направлено на оценку работы ЦИК.

– То есть вы считаете, что большая вина в нынешней ситуации лежит на Центризбиркоме?

– Я думаю, что самое главное – чтобы все участники этого выборного процесса признавали результаты выборов. Но мы видим, что часть партий признает, а часть не признает, часть требует отмены выборов. Безусловно, есть какая-то тень сомнения в отношении результатов.

От переворота к новой Конституции. В Кыргызстане с опозданием на год избирают депутатов Жогорку Кенеша
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:29 0:00

Я думаю, здесь есть еще и политтехнологии тех партий, которые по объективным и субъективным, может быть, причинам не получили голоса. Или были не так подготовлены. Если брать масштабы прошлых времен, сегодня все-таки в жестких правилах проведения выборов говорилось о том, чтобы не было подкупа избирателей, чтобы административный ресурс не применялся. И мы видели, что все-таки элементы такой политической борьбы существовали, и это было удивительно.

– Скажите, почему Центризбирком так тянет с объявлением результатов ручного подсчета? Ведь чем дольше он длится, тем больше порождается сомнений в честности выборов. Разве нет?

– Дело в том, что то, что мы сейчас обсуждаем, – это неофициальные данные. А согласно законодательству Кыргызстана, именно результаты ручного подсчета считаются официальными.

Но вопрос также в том, что есть определенный промежуток времени, когда нужно давать официальные данные. Ведь только после объявления официальных данных мы можем судиться или оспаривать результаты выборов.

Чем новый парламент Кыргызстана будет отличаться от предыдущего?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:49 0:00

Второе: ручной подсчет идет сейчас. И когда будет объявлено полностью, тогда мы можем говорить о результатах. Все, что сейчас говорится, – конечно, в этом есть эмоциональные оценки. Но все-таки юристам или тем людям, которые разбираются прекрасно в выборном процессе, нужны цифры, уже официально объявленные. И тогда мы можем говорить о правильности или неправильности тех или иных цифр.

А все остальное, что сейчас происходит, – все-таки это, мне кажется, продолжение той выборной борьбы. Какие-то политические силы хотят набрать очки, создать такую ситуацию, чтобы больше получить возможностей в будущем.

– Насколько вообще велика вероятность, что результаты голосования могут отменить и нас будут ждать уже вторые по счету перевыборы? Именно этого требуют сейчас оппозиционные партии, которые пока не проходят в парламент.

– Буквально год назад выборы были отменены. Если бы этого не произошло, я думаю, что многих событий не было бы – с одной стороны. Но с другой стороны, все-таки отмена выборов – это серьезное политическое событие, оно требует больших финансовых затрат.

Мы видим, что сегодня есть политические лидеры, которые заявляют, что необходимо отменить выборы, сделать перевыборы. Но, я думаю, пока об этом рано говорить, потому что сегодня Кыргызстану нужна все-таки политическая стабильность. Потому что без политической стабильности невозможно проводить ни экономические, ни какие-либо другие реформы в стране. Поэтому этот вопрос пока остается.

Безусловно, нынешняя ситуация – это тревожный сигнал, это вызов новой власти. Но я думаю, пока нам рано делать какие-то выводы. Нужно подождать некоторое время.

– Явка на нынешних выборах была очень низкой. Как вы можете это объяснить?

– С одной стороны, это уже традицией стало, если брать 2021 год. Здесь, я думаю, сыграли свою роль две вещи. Во-первых, это то, что власть жестко показала, чтобы не было подкупа избирателей. Чтобы не было такого, как это делалось раньше, когда государственные органы использовали ресурс, заставляли кого-то делать.

Плюс есть фактор мотивации населения. Все-таки избиратель, который был в 2010 году или в 2005 году, или избиратель 2021 года – это немножко две разные категории. И, безусловно, люди, может быть, сегодня не так были мотивированы голосовать. И то, что часть людей все-таки не считала, что это возможно.

Но с другой стороны, мы видим, что есть результаты по одномандатным округам, когда люди четко высказали свою позицию: они выступили или против всех, или какого-то кандидата поддержали.

В общем, я считаю все-таки, что, с одной стороны, есть стремление к открытым и прозрачным выборам со стороны власти. Второе – то, что старые технологии, которыми пользовались раньше политические лидеры на прошлых выборах, в этом году не работали, соответственно, по этой причине было снижение явки.

И третий фактор – это все-таки сложная социально-экономическая ситуация, рост цен. Безусловно, это все приводит к тому, что часть людей больше занята ежедневным выживанием, поиском работы и другими-другими вещами. А политики все-таки живут в немножко другой политической реальности.

XS
SM
MD
LG