Ссылки

Новость часа

Фильмы о Беларуси на фестивале Artdocfest/Riga


Фестиваль документального кино "Артдокфест" был основан в Москве в 2007 году режиссером Виталием Манским. Однако из-за нарастающего давления российских властей фестиваль был перенесен в 2020 году в Ригу и сейчас продолжает работать как форум балтийской и восточноевропейской документалистики.

На четвертом Artdocfest/Riga запланировано более 60 премьер в 9 программах, среди которых – "Балтийский фокус", Artdocfest Open, "Мир в войне" и "Украина превыше всего".

Рассказываем о наиболее интересных, по нашему мнению, фильмах фестиваля о Беларуси.

"Родина", реж. Александр Михалкович, Анна Бадзяка (Швеция-Украина-Норвегия)

"Родина" затрагивает болезненную тему дедовщины в белорусской армии. Сюжет развивается тремя параллельными линиями. Сын Светланы, солдат-срочник, был найден в казарме повешенным, с многочисленными следами побоев. Она возглавляет движение матерей, дети которых погибли в армии при схожих обстоятельствах, и пытается добиться справедливости.

Вторая линия – история молодого минчанина Никиты, который решает не "косить" от призыва: мы видим его последние дни на "гражданке", присягу и вновь дома – совершенно другим человеком.

Еще один рефрен фильма – письма солдата из армии, начитанные за кадром. Их передавал на волю сам режиссер Александр Михалкович, когда проходил службу. Но звучат они так, что могли бы быть написаны и Никитой, и сыном Светланы, и любым белорусским срочником, над многими из которых жестоко издеваются, доводят до самоубийства и которым, в свою очередь, вменяется в негласную обязанность унижать более слабых. Бадзяка и Михалкович показывают дедовщину как органичную часть более широкого механизма диктатуры.

Фильм "Родина" номинирован на премию Европейской киноакадемии в категории "Лучший документальный фильм".

"Писюши", реж. Дарья Андреянова, Николай Куприч (Беларусь)

Фильм, снятый при поддержке основателей белорусского "Свободного театра" Наталии Каляды и Николая Халезина, рассказывает про ЛГБТ-сообщество в стране. Андреянова и Куприч отслеживают будни партнеров – Сергея и Даника – а также их друзей и подруг. Фильм разбит на главы на манер романа: "Цвета радости", "Вечеринка с полицией", "Афтерпати с тачкой и полицией" и тому подобное.

Сергей – харизматичный и говорливый философ, любящий порассуждать об "удавке темпоральности" и бренности всего сущего. Несмотря на то что герои вынуждены жить во враждебном социуме, в стране, порабощенной диктатором, сам фильм выдержан в светлых эмоциональных тонах и наполнен юмором.

"Случайный президент", реж. Майк Лернер, Мартин Херринг (Великобритания)

Фильм начинается с фразы Александра Лукашенко "У нас общество не созрело для того, чтобы голосовать за женщину", сказанной накануне последних президентских выборов в Беларуси летом 2020 года.

"Случайный президент" – история Светланы Тихановской. Когда ее мужа арестовали за то, что он посмел бросить вызов Лукашенко, Светлана выдвинула себя. Ее не рассматривали как угрозу, приняли документы, и в итоге она победила на выборах, став законно избранным президентом страны. Режим спустил на Тихановскую и ее сторонников всех своих псов.

Майк Лернер и Мартин Херринг отслеживают события от подачи документов и создания союза Тихановской, Вероники Цепкало и Марии Колесниковой до начала агрессии России против Украины. Лукашенко принял деятельное участие во вторжении, предоставив территорию страны для 30-тысячного российского контингента. Сорежиссеры показывают Светлану как в моменты триумфа, так и в минуты отчаяния, когда она, по ее собственному признанию, "хотела все бросить", но каждое утро "вставала и продолжала бороться".

"Хочу на войну", реж. Алена Чернявская (Польша-Беларусь)

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Белорусские добровольцы участвуют в боевых действиях на стороне Украины с весны 2014 года. В июне 2015 года была основана тактическая группа "Беларусь", которая принимала участие в боях за Авдеевку, Пески, Волноваху, Марьинку. Девятого марта 2022 года, после широкомасштабного вторжения России в Украину, белорусские добровольцы заявили об объединении в батальон Кастуся Калиновского, 21 мая ставший полком.

Собственно, "Хочу на войну" – документальный фильм о белорусских добровольцах, которые воюют на стороне Украины; по разным оценкам, их от 450 до 1500 человек. Фильм состоит из трех частей. "Новобранцы", снятые преимущественно в Варшаве, в центре подготовки добровольцев, – о том, что мотивирует парней идти на фронт. Как замечает один из них, сбрасывая звонок от матери: "Родители узнают, только когда я буду выезжать. Чтобы избежать попыток отговорить, когда решение уже принято". Другой признается: "Испытываю огромное чувство вины перед семьей, но по-другому не могу".

Часть "Комбатанты" снята уже на фронте; есть много материала с солдатских камер гоу-про. Бойцы настроены решительно: "Не мы начали эту войну, но мы ее закончим".

Наконец, "Ветераны" – это важный разговор, необходимый уже сейчас, – о психологической и социальной реабилитации фронтовиков. У кого-то панические атаки, кто-то не может спать, не может работать, чувствует себя никому не нужным в гражданской жизни и "скучает по пацанам" на фронте. До тех пор, пока на их родине правит диктатор, белорусские добровольцы остаются людьми без страны. Их война еще не закончена, их главный бой впереди.

XS
SM
MD
LG