Ссылки

Новость часа

Премьера антивоенных независимых фильмов из России, Казахстана и Латвии на Настоящем Времени


Военное вторжение войск РФ в Украину с 2014 года является важной темой для кинематографистов. Десятки документальных и игровых фильмов сняты, правда, в основном украинскими и западными авторами. Полномасштабное вторжение в феврале 2022 года, сопутствующая информационная война и политические репрессии снова всколыхнули киносообщество. Десятки мировых звезд осудили действия РФ и призвали к миру. Некоторые российские деятели культуры также высказались против войны. Их выступления и спектакли массово запрещают.

Молодые кинематографисты тоже не остаются в стороне и снимают свои ленты о войне.

Казахстанский режиссер Алмаз Кособаев создал картину "Папа приехал" об офицере, артиллеристе, вернувшемся в Россию и обнаружившем опустевший дом: жена ушла и забрала дочку.

Анонимный коллектив The Good Russians создали фильм "Велосипедист из Бучи" – короткометражный сатирический мюзикл, действие которого разворачивается в российской глубинке. Главная героиня – девушка, чей брат воюет в Украине, а семья – мать, отец, бабушка – поддерживают агрессию России против Украины. Невинный пролог с рекой и солнцем прерывает нарезка хроники из Украины, и затем героине является страшное видение: убитый велосипедист из Бучи. В целях безопасности все актеры играют в масках. Создатели фильма также не раскрывают свои имена.

Проект "Важные истории" основан командой бывших расследователей "Новой газеты". Журналистке проекта и автору картины "Я убил" Кате Фоминой удалось детально воссоздать события во время оккупации села Андреевка Киевской области. Она также смогла записать видеоинтервью с российскими военнослужащими 64-й мотострелковой бригады, непосредственно причастными к преступлениям на оккупированных территориях, – Дмитрием Даниловым и Даниилом Фролкиным. Последний и сделал сенсационное признание, что он по приказу командира казнил жителя Андреевки: "Я ему говорю: "Иди вперед". Он идет. Я ему говорю: "На колени". И все – просто пулю в лоб". За убийство гражданского Фролкину в Украине грозит пожизненное заключение по статье "За нарушение законов и обычаев войны". Проект "Важные истории" основан командой бывших расследователей "Новой газеты".

Настоящее Время поговорило с авторами об обстоятельствах создания фильмов, реакции на них и планах на будущее.

"Папа приехал", реж. Алмаз Кособаев

– Как у вас появилась идея фильма?

Алмаз Кособаев: Очень сильно срезонировало вторжение в Украину и молчание вокруг него. В Казахстане много тех, кто осуждает войну, при этом явного общественного протеста нет. Мне кажется, голос поддержки Украины мог бы быть сильнее. Потому мне пришла идея сделать фильм о том, что ждет русского офицера, каким-то чудом вернувшегося с войны.

– Почему вы решили придать фильму именно такую жанровую форму?

Алмаз Кособаев: С самого начала замысел был такой: разговор с разорванной фотографией семьи, попытка соединить то, что уже соединить невозможно. Хотел показать, что, несмотря ни на какую риторику, каждый раз, когда эти люди оказываются наедине с собой, их совесть наверняка говорит им, кто прав, а кто виноват. Я представлял внутренний монолог солдата, у которого сохранились хотя бы какие-то остатки ценностей. Герой совершал преступления, и он наказывает самого себя. Потому что крик в душе, думаю, останется у каждого, кто участвовал в этом

– Какой реакции вы ожидаете на вашу картину?

Алмаз Кособаев: Я бы хотел, чтобы хоть кто-то из парней призывного возраста, посмотрев фильм, принял решение не участвовать в войне, не стрелять, стал на светлую сторону, помог Украине победить. Я в этом плане немного идеалист.

– Что планируете делать дальше?

Алмаз Кособаев: Я давно вынашиваю проект полнометражного игрового фильма "Ренегат" о преддверии того, что происходит сейчас в России. Это история молодого петербургского журналиста, который переходит в редакцию криминальной хроники, и одно из дел, с которым он сталкивается, – убийство малолетней дочери таджикского мигранта. Ему не дают довести дело до конца, и он примыкает к группе антифашистов, чтобы завершить начатое. Такая политическая драма о гражданской, по сути, войне, задолго до "спецоперации". Очень надеюсь, что найдутся единомышленники, которые вместе со мной реализуют эту картину.

"Велосипедист из Бучи", анонимные авторы The Good Russians

– Как у вас появилась идея фильма и откуда название коллектива?

The Good Russians: Название Good Russians возникло спонтанно, как ответ на постоянную спекуляцию с понятием "русский". Не все из нашей группы русские – это ведь не важно, как не важно и то, хороший ты или плохой. Как кот Шредингера – он есть и его нет. Сейчас другие понятия. Важно, что ты делаешь или не делаешь.

Идея фильма лежала на поверхности, странно, что никто не сделал ничего на эту тему. Буча – самый известный случай убийства мирных граждан на этой войне, и нам кажется, что велосипедист стал его символом.

– Почему вы решили придать фильму именно такую жанровую форму?

The Good Russians: В искусстве это частый прием – отойти как можно дальше от исходных событий, придать им такую форму, которая рвет связи с действительностью. Так возникает метафора, которая уже живет своей жизнью. А основой для сюжета стали реальные истории убийств мирных жителей в Буче, а также то, что мы продолжаем читать в СМИ. Загуглите, россияне по пьянке продолжают убивать друг друга из-за разногласий по поводу так называемой СВО.

– Что планируете делать дальше?

The Good Russians: Планы не разглашаем.

"Я убил", автор Катя Фомина (проект "Важные истории")

– Как у вас появилась идея фильма?

Катя Фомина: Я просто собирала подтверждения военных преступлений для нашего расследования. Изначально мы хотели сделать материал о населенных пунктах в России, откуда происходят военные преступники, и селах в Украине, которые пережили оккупацию.

Все произошло случайно. На всякий случай мы решили заснять, как я звоню военным. Мы были уверены, что нам никто не ответит. А они ответили. И в итоге мы просидели в офисе до самой ночи, разговаривая с ними. Звонок от Дмитрия Фролкина с его признанием состоялся уже ближе к вечеру. Мы слушали с открытыми ртами – никто не ожидал такого. Когда звонок закончился, мы поняли, что из этого надо делать историю.

– Какой реакции вы ожидаете на вашу картину?

Катя Фомина: Официальной реакции нет. Командиры отмахиваются. Заместитель командира 64-й бригады подполковник Андрей Прокурат, которого Фролкин обвиняет в отдании приказа казнить мирного жителя, сейчас командует бригадой на Херсонщине. А рядовые благодарны. Говорят, что все правда. Я хочу для них справедливого суда, чтобы были наказаны не только они, но и все командиры. Чтобы было проведено полное расследование.

Еще меня поразило, что родственники погибших и люди, которые пережили оккупацию, благодарят Фролкина за то, что он нашел силы признаться в убийстве. Им это расследование дало надежду, что когда-то они посмотрят в глаза убийцам своих родных, и не чтобы отомстить – я не видела этого настроения, – а чтобы узнать, как погибли их родные, что они перед смертью не мучились. Это дает мне энергию дальше заниматься расследованиями.

– Что планируете делать дальше?

Катя Фомина: У нас и дальше выходят монологи военных, которые соглашаются говорить под своим именем. Складываем картину состояния армии таким образом. Делаем видео про Россию и про российских военных преступников, как они жили, откуда взялись. Если будут находки – расскажем в видеоформате.

XS
SM
MD
LG