Ссылки

Новость часа

Аль Пачино – 80 лет. Пять главных ролей актера


25 апреля юбилей Аль Пачино (Альфредо Джеймс Пачино). Ему исполнилось 80 лет.

Актер родился в 1940 году в восточном Гарлеме, в семье итальянских мигрантов. Родители будущего актера развелись, когда ему бы всего два года. Альфредо воспитывала мама.

Аль Пачино не был примерным учеником. По его словам, пить он начал в девять лет, а употреблять легкие наркотики в 13. В школе Альфредо уже получил прозвище Актер от своих одноклассников и сразу после выпуска решил пойти учиться актерскому мастерству. Мама была категорически против, и актер ушел из дома. Чтобы заработать на обучение, он работал курьером, водителем автобуса, уборщиком и почтовым клерком.

Свою карьеру Аль Пачино начал с андеграудных спектаклей в подвалах Нью-Йорка. Начав сниматься в кино в 1969 году, уже в 1972-м он получил роль в "Крестном отце".

Аль Пачино практически сразу проявил уникальный стиль игры. Он не застыл в рамках одного "звездного" типажа, что в Голливуде является обычной практикой. Актер по-настоящему глубоко вживается в любого сколь угодно сложного героя. Выдающихся и просто хороших ролей у него множество. Ниже мы расскажем лишь о пяти из них – однако, вне всяких сомнений, наиболее значительных.

"КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ"

АЛЬ ПАЧИНО – КОРОЛЬ ПРЕСТУПНОСТИ

Фрэнсис Форд Коппола, искавший исполнителя на роль Майкла Корлеоне в "Крестном отце" (1972), заметил Аль Пачино в фильме Джерри Шацберга "Паника в Нидл-парке" (1971) и пригласил в свой проект без раздумий, отказав столь серьезным кандидатам, как Роберт Де Ниро, Мартин Шин, Джеймс Каан, Роберт Редфорд и Уоррен Битти. Менеджмент Paramount Pictures пришел в ужас, поскольку счел Альфредо недостаточно высокорослым для этого персонажа. В итоге все опасения оказались беспочвенными.

Во всех трех частях саги Пачино показал потрясающую трансформацию протагониста – от обаятельного, харизматичного ветерана войны до холодного убийцы, короля преступности, безжалостного человека-дракона, способного не колеблясь отдать приказ о казни родного брата, а потом – до беспомощного одинокого старика. Актер воплощает это превращение постепенно – от сцены к сцене, от фильма к фильму понемногу меняет интонации, выражение лица, пластику. Однако при всей драматичности сюжета не переигрывает нигде и ни разу.

За "Крестного отца" Альфредо в первый раз был номинирован на "Оскар". Аль Пачино недоумевал, почему он был номинирован как "лучший актер второго плана". Он позднее вспоминал: "Мне повезло, что я был принят на эту роль. Моя кандидатура вызывала большие сомнения. Я постоянно думал, что меня уволят. Затем успех фильма сокрушил меня. Но сейчас я смотрю на это как на особенный феномен, случившийся со мной".

"СЕРПИКО"

АЛЬ ПАЧИНО – ДОН КИХОТ

Основанная на реальных событиях полицейская драма Сидни Люмета "Серпико" вышла на экраны в 1973-м, сразу следом за первым "Крестным отцом". В фильмографии Пачино эта работа – практически полная противоположность того, что он делал у Копполы, хотя его герой вновь итальянец.

"Дон Кихот – паяц или сумасшедший?" – этот вопрос, заданный в начале фильма, как нельзя лучше соответствует рисунку роли. Серпико – это коп под прикрытием, то есть уже артист по долгу службы: выходит, игра внутри игры – задание высшей степени сложности. Здесь, как, вероятно, ни в какой иной картине, Пачино показывает свой колоссальный диапазон перевоплощений. Вот он добрый сосед, а вот – душа компании и прирожденный весельчак, а вот – гуманный правоохранитель, понимающий, кому надо помочь, а кого сурово наказать, принципиальный коп и домашний тиран.

Аль Пачино в "Серпико" доказал, что положительный персонаж может быть не менее интересным, чем кинематографический негодяй. Что и подтверждено очередной номинацией на "Оскар".

"СОБАЧИЙ ПОЛДЕНЬ"

АЛЬ ПАЧИНО – ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ЗЛОДЕЙ

Вышедший в 1975 году "Собачий полдень" также снят Сидни Люметом и вновь – по реальным событиям. Для Аль Пачино этот фильм стал еще одним расширением в его галерее выдающихся образов. 22 августа 1972 ветеран вьетнамской войны Джон Войтович с сообщником действительно пытались ограбить банк, чтобы оплатить операцию по хирургической коррекции пола для жены Джона – транс-женщины.

Пачино великолепно передает противоречивость своего персонажа. Сонни – это преступник, который не хочет убивать. Потенциальный убийца, который печется о своих заложниках. Последним он нравится, и дело вовсе не в пресловутом стокгольмском синдроме, а в том, что этот странный антигерой, несмотря на все его действия, глубоко уязвим и способен чувствовать чужую боль. В определенный момент он даже становится чуть ли не вождем революции, выразителем общего настроения, когда выскакивает на улицу и кричит: "Аттика! Аттика!" (напоминание о кровавом подавлении волнений в тюрьме "Аттика" в 1972-м).

Как представляется, именно этот образ хорошего, но несчастливого и запутавшегося человека, а не авторитарного Серпико, стал реальным противовесом беспощадному Майклу Корлеоне.

"ЗАПАХ ЖЕНЩИНЫ"

АЛЬ ПАЧИНО – ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ САМОУБИЙЦА

Ремейк итальянской мелодрамы "Запах женщины" (реж. Дино Ризи, 1974), выполненный Мартином Брестом, вышел в 1992-м. Для Аль Пачино на тот момент только закончилась длительная полоса неудач, преследовавших его в 1980-х, он даже оставил кинематограф на несколько лет.

В "Запахе женщины" актер играет отставного полковника Фрэнка Слэйда, полностью ослепшего в результате глупого инцидента. Весь сюжет – это история трех дней, которые полковник проводит в компании студента Чарлза Симмса, нанятого родственниками Слэйда для присмотра за сварливым и неуживчивым стариком.

Эта роль стала особенным вызовом: убедительно сыграть не просто слепого, но и офицера высшего ранга, скандалиста, гурмана и светского льва, да еще и отчаявшегося самоубийцу в придачу.

Пачино сделал все это – устроив попутно настоящий фейерверк состояний и интонаций. Сцена, где Слэйд танцует танго с юной леди, едва познакомившись с ней в ресторане, – отдельный актерский мастер-класс.

Киноакадемики оценили эту работу по достоинству, наконец-то присудив Альберто давно заслуженный первый "Оскар".

"АДВОКАТ ДЬЯВОЛА".

АЛЬ ПАЧИНО – СОБЛАЗНИТЕЛЬ

В "Адвокате дьявола" (1997) – мистическом хорроре Тейлора Хэкфорда – у Аль Пачино роль второго плана; на первом – Киану Ривз в роли сверхуспешного адвоката, которого нанимает на работу сам дьявол. Последнего, собственно, и играет 67-летний ветеран сцены.

Звезда "Матрицы" настолько хотел поработать в Аль Пачино, что предложил продюсерам урезать свой гонорар на два миллиона долларов, что они и сделали, отдав деньги "дьяволу".

Пачино полностью отказывается от взгляда на падшего ангела как однородное средоточение зла. Сатана должен соблазнять – и он соблазняет десятками способов. Весь арсенал приемов у Альберто под рукой: он и вкрадчив, и деловито-собран, и зубодробительно остроумен, и сексуален, и обаятельно-простоват, и прямолинейно циничен. Одним словом, настоящий отец всяческого греха. Киноакадемия эту работу проигнорировала, а вот канал MTV номинировал Аль Пачино на свою премию как "лучшего злодея". Что как нельзя более соответствует действительности.

Карты распространения и смертности от коронавируса в мире
XS
SM
MD
LG