Ссылки

Новость часа

"У афроамериканцев больше трудностей, потому что их недооценивают". Виола Дэвис и Бен Аффлек – о фильме "Air: Большой прыжок"


Фильм "Air: Большой прыжок" режиссера Бена Аффлека и сценариста Алекса Конвери основан на реальных событиях. Сюжет разворачивается в 1984 году, когда компания Nike Inc. планировала закрыть свое подразделение по производству баскетбольной обуви из-за низких продаж. В связи с этим скаут баскетбольных талантов Сонни Ваккаро (Метт Деймон) решил найти другой выход – найти новое лицо спортивной линейки. Сонни останавливает свой выбор на тогда еще восходящей звезде Майкле Джордане вопреки скептицизму руководства. Ситуацию усложняют и долгие переговоры с матерью баскетболиста Делорис Джордан (Виола Дэвис).

Собственно, наиболее захватывающая сюжетная линия – это психологическая дуэль Делорис, Сонни и генерального директора компании Фила Найта (Бен Аффлек). Делорис выставляет беспрецедентные условия для сотрудничества с ее сыном, который, по ее мнению, должен стать полноправным бизнес-партнером в сделке.

Мировая премьера фильма прошла 18 марта 2023 года. В российских кинотеатрах фильм показан не будет. В рамках международного проката фильма состоялась онлайн-пресс-конференция Бена Аффлека и Виолы Дэвис.

Свои вопросы режиссеру и актрисе также задал корреспондент Настоящего Времени.

– Бен, что стало для вас наибольшей сложностью в этом проекте? Ведь основные участники событий все еще живы.

Бен: Мне очень повезло пообщаться с самим Майклом Джорданом. Часть характеристик героев возникли из этих разговоров. Например, роль его матери в этой истории. Что касается сложностей, то зрители становятся все более требовательными. Устойчивость внимания сокращается. В этой истории заранее известен финал, ничего не взрывается, не будет драк. Чувства и речи героев должны быть достаточно интересными, чтобы заслужить внимание зала. Вы можете делать все что угодно как режиссер или сценарист, но, если у вас нет отличных исполнителей, вы пропали. Если вы найдете по-настоящему талантливых людей, создадите атмосферу, в которой они будут чувствовать себя уверенно и весело, то получите наилучший материал.

– Виола, что вы думаете о сценарии?

Виола: Моей точкой опоры в сценариях – элемент неожиданности. Зритель пребывает в уверенности, что это просто мама, поддерживающая своего сына. И вдруг выясняется, что она стержень. И при этом она сама об этом не знает. Я сыграла много мам. Каждая мама хочет, чтобы ребенок сидел у нее на коленях или что-то в этом роде. Я обычно не вижу не вижу в этих героинях ничего кроме материнства. Но это – мать-воин. Эта героиня, которая заставила меня принять новый вызов.

– А каково быть женщиной-звездой в актерском ансамбле, где доминируют мужчины?

Виола: Я не думала об этом. Не знаю, как можно работать и думать об этом каждый раз, когда входишь в комнату. Я просто есть. И все. Мне кажется, вот задача актера – просто быть правдивым настолько, насколько это возможно. Создать человека в рамках сюжета. Остальное – не моя зона ответственности. Бен, Мэтт, Джейсон Бейтмен – отличные ребята, с которыми приятно находиться рядом.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

– Бен, что же было в Виоле такого, что отличало ее для вас как режиссера?

Бен: Виола, такая блестящая актриса, очень скромная. Это характерно для немногих действительно великих артистов. Они говорят: "Я могу делать только то, что могу". А потом ты видишь невероятный результат. Мне важно, что подумает о фильме сама Делорис Джордан. Тот факт, что ее сыграла Виола, был для меня единственным способом не переживать и чувствовать себя уверенно.

– Делорис Джордан оказалась непревзойденным переговорщиком. Сыграв ее, вы вынесли что-нибудь из этого опыта?

Виола: В сцене, где она ведет переговоры, самое сильное то, что она знает, чего стоит ее сын, и знает, чего стоит она сама. Все в жизни начинается с этого. У меня 40-летняя карьера. Я сначала думала, что нужно просто следовать за работой. Ты получаешь яйца в лицо, люди относятся к тебе как к дерьму, тебя постоянно отвергают. Такие вещи становятся нарративом. Ты начинаешь думать, что быть артистом – значит быть готовым к довольно жестокому обращению. Твоя работа подвергает тебя насилию, понимаете? Ты делаешь все возможное, чтобы сцена получилась, даже если тебе приходится биться об стену. Ты берешь все, что можешь получить, особенно когда начинаешь карьеру.

– Настолько большая цена у актера?

Виола: Это бизнес лишений. Уровень безработицы среди актеров 95%, поэтому ты соглашаешься на все. А потом что-то меняется, что-то внутри говорит: "Ты стоишь большего". Но ты не знаешь, когда это случится. А Делорис твердит: "Мне все равно. Вот чего стоит мой сын". Если бы это было заложено в каждом человеке, я думаю, мы бы увидели, как меняются жизни. Именно этому я научилась у Делорис: чего я достойна. Знанию, что стоишь большего. Это самый большой урок.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

– На что вы опирались как актриса, когда воплощали образ Делорис? Какие из черт ее характера вы сочли наиболее важными?

Виола: Ее спокойная сила. Это было самым сложным. Подумайте сами: когда я пытаюсь чего-то добиться, то повышаю голос, звучу сердито. Не то чтобы я злилась, просто чувствую, что есть тон, который ты используешь для переговоров. Ты должен быть сильным, жестким. А у нее есть эта невозмутимость, это спокойствие, которое приходит от осознания того, кто ты есть.

– Бен, связана ли ваша жизнь с этой историей каким-либо образом?

Бен: Нет. Но я думаю, стоит записать на видео, что Виола только что рассказала о актерской профессии. Это чрезвычайно мощное признание того, что у женщин или у афроамериканцев больше трудностей, потому что их недооценивают. Это есть и у нас в фильме. Как человек формирует методы и эмоциональные средства, чтобы усиления собственного достоинства. Это как раз то, что я хотел показать в фильме. Вы можете рассказать что-то совсем не из вашей жизни, но почему-то вас трогает. Для меня "Air: Большой прыжок" именно об этом. Я хотел выразить уважение этим людям.

– Виола, как вы познакомились с Делорис?

Виола: Я не встречалась с ней до съемок. Но ее характер мне очень знаком. Делорис напоминает мою сестру Дайану. Есть люди, которые спокойно идут по жизни, невзирая на весь хаос, – просто идут сквозь бурю.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

– Можете ли вы поделиться историей, которая помогла вам лучше понять ее?

Виола: Это интересный вопрос. Если бы кто-то играл меня в фильме, он мог бы сидеть со мной часами или днями, мог бы прочесть мою книгу, но на самом деле не узнал бы меня. Вот почему актеры должны быть наблюдателями. Вы наблюдаете жизнь, а потом используете найденное как боеприпасы для своей работы. Именно это позволяет проникнуть в персонажа. В противном случае разве кто-то будет постоянно сидеть с вами? Можете ли вы рассказать свои секреты за два дня, два месяца, три месяца?

Невозможно.

Виола: И если ты расскажешь им свои секреты, то это будут лишь те секреты, которые ты хочешь рассказать.

По вашему мнению, что такое кроссовки Air Jordan сегодня? Продукт, торговая марка, культурный символ или что-то еще?

Виола: Это обувь, которую я время от времени покупаю своей дочери. Снизь цену, Майкл (смеется). Но я действительно думаю, что это также символ. Я не знаю, понимают ли люди всю тяжесть того, что значит, когда вы видите афроамериканца из Северной Каролины со скромным достатком, но необычайно одаренного и достигшего успеха. Вот в чем дело со многими афроамериканцами: если вы не видите успешные примеры, то трудно ими стать. Вы не можете сделать это в своем сердце или в глубинах своего мозга, вы должны их видеть. Действительно увидеть этих людей – семью, которые в буквальном смысле смогли добиться многого. Это символ мечты, понимаете?

Бен: Я могу только повторить. Полагаю, это то, о чем я даже не подозревал, пока не начал изучать вопрос, разговаривать со своими друзьями, которые говорили: "Знаешь, ты действительно занялся чем-то очень значимым. Ты должен знать, что речь идет не о кроссовках или баскетболе, а о мастерстве афроамериканцев". Это очень значимо.

XS
SM
MD
LG