Аэропортами Казахстана, которые в последние годы перешли в частные руки, прямо или косвенно владеют россияне, пишет Радио Азаттык. Недавно сообщалось о приходе катарского инвестора в аэропорты Атырау, однако, как пишут СМИ, за компанией из Дохи стоят выходцы из постсоветского пространства. В экспертных кругах обращают внимание на то, что интерес России прикован к портам в стратегически важных точках.
Два года и 6,6 млрд тенге потратило государство на модернизацию аэропорта Уральска, который перезапустили в 2022 году. Для ремонтных работ власти привлекли нефтяные деньги — средства консорциума Karachaganak Petroleum Operating B.V., который разрабатывает крупное месторождение Карачаганак.
Уже через год после модернизации объект в приграничном городе купила компания из соседней страны. 49 процентов акций аэропорта контролирует компания "Ретранс", которая входит в структуру "Аэропортов регионов". Сумма сделки не указывалась. СМИ писали, что за покупателем стоит российский миллиардер Виктор Вексельберг, который находится под санкциями США из-за близости к президенту Владимиру Путину, развязавшему войну в Украине.
Уральский аэропорт — не единственный порт в Казахстане, которым прямо или косвенно владеют россияне.
В 2020 году аэропорт в Алматы, крупнейшем городе страны, был продан иностранным инвесторам. На фоне пандемии и снижения пассажиропотока согласованная стоимость в размере $415 млн была снижена до $365 млн, писали информационные агентства.
Продавцом выступала компания, связанная с Тимуром Кулибаевым, зятем бывшего президента Нурсултана Назарбаева. 75-процентную долю приобрел турецкий холдинг TAV Airports, а 25 процентов — компания Verno Capital, основанная россиянином Дмитрием Крюковым.
В прошлом году аэропорт в Караганде, шахтерском городе в центре Казахстана купил миллиардер Тимур Турлов, бывший гражданин России, который в 2022 году, после начала вторжения в Украину, получил казахстанское гражданство. Американский Forbes оценивает состояние Турлова в $7,6 млрд. Компания Turlov Private Holding владеет 60 процентами порта "Сарыарка", которые приобрела у гендиректора "Верный Капитал" Ерлана Оспанова.
Авиационные эксперты отмечают, что географическое расположение Караганды в центре страны позволяет аэропорту развиваться в качестве грузового хаба.
Катарский инвестор с российскими корнями
В 2024 году государство продало аэропорт в Атырау, городе в нефтедобывающей области. Так у государственной компании, контролирующей порт, появился иностранный партнер — "АТМА — Аэропорт Атырау и перевозки". Он приобрел хэндлинговую инфраструктуру, то есть курирует наземное обслуживание авиарейсов.
Формально предприятие принадлежит зарегистрированной в Катаре компании QazAir Investments LLC. Ключевой акционер — гражданин Франции Авраам Даниэль Данино. Однако издание "Орда" обратило внимание, что у Данино есть связи с россиянами.
"Авраам Даниэль Данино не только бизнесмен, но и сооснователь "Института многополярного мира" (Multipolar World Institute), который ставит своей задачей "продвижение мира путем содействия сближению постсоветской России и стран Запада". По данным сайта Russia Vs. World, эта организация зарегистрирована по тому же адресу, что и другой аналогичный институт — "Центр Бруно Луссато и Марины Федье", связанный с находящимся под санкциями российским олигархом Олегом Дерипаской", — отмечало издание в публикации.
Дерипаска находится под санкциями Запада. По данным британского делового издания Financial Times, США считают олигарха посредником в отмывании денег в интересах российской верхушки.
QazAir Investments LLC, как выяснили журналисты казахстанского издания, зарегистрирована в 2023 году в столице Катара, ее уставный капитал составляет $300 тысяч. На момент покупки атырауского аэропорта компания не обладала опытом управления подобными объектами. Хоть она и зарегистрирована в Дохе, арабских менеджеров в Казахстане у нее нет. Есть люди из бывших советских стран.
Исполнительские функции выполняет Анна Гусева. По данным портала EGov, директором "АТМА" является Алексей Ратай.
"Человек с таким же именем и фамилией в 2013 году был финансовым директором аэропорта Харькова. Кроме того, в совет директоров вошёл некто Олег Тимошевский (Тимошевський). Учитывая эти факты, возможно, не сами катарцы купили хэндлинговую компанию аэропорта Атырау. Вероятнее всего, связи нового владельца и возможных конечных бенефициаров простираются в северном или европейском регионе", — пишет портал Central media news.
Радио Азаттык спросил в министерстве транспорта, связан ли инвестор атырауского аэропорта с россиянами и что означает приход специалистов из постсоветских государств на руководящие должности. Министерство не ответило на вопросы, но написало, что передача аэропортов иностранным инвесторам — это международная практика.
Авиационная отрасль требует крупных вложений
"Несмотря на положительные показатели, авиационная отрасль требует крупных вложений. Для развития аэропортов необходимы дополнительные инвестиции в модернизацию терминалов, расширение взлетно-посадочных полос, обновление технического парка и цифровизацию логистических процессов. Инфраструктура аэропортов и парк спецтехники нуждаются в обновлении. Передача управления аэропортами иностранным инвесторам — широко распространенная в мире практика. Активное привлечение частных инвесторов с опытом управления аэропортами стимулирует развитие авиационной отрасли и экономический рост регионов. Например, в прошлом году инвесторы ввели в эксплуатацию новые пассажирские терминалы в Алматы, Кызылорде и Шымкенте. Эти инфраструктурные проекты были реализованы за счет более чем 150 миллиардов тенге частных инвестиций в соответствии с международными стандартами ИКАО, что позволило повысить безопасность полетов и качество обслуживания пассажиров", — пишет Минтранс в ответе.
"Аэропорты ближе к границе — авиационные хабы"
Авиационный эксперт Абыл Кекилбаев говорит, что аэропорты в приграничье и в стратегически важных транспортных узлах — выгодное для россиян приобретение. Через эти точки можно наладить грузоперевозки в Россию из дальнего зарубежья.
"По аэропортам ближе к границе замыслы могут быть разные. Их могут использовать как авиационные хабы. Например, груз до Уральска можно доставить из-за границы самолетом, а дальше ввезти в Россию автотранспортом. Граница рядом. Мы входим в Евразийский экономический союз, таможни на границе нет. Этим они тоже могут воспользоваться", — комментирует Кекилбаев.
С 2022 года, когда Россия начала войну против Украины, объем экспорта из Казахстана в Россию существенно вырос. По данным Kursiv media, если за пять лет до войны вес казахстанского экспорта в товарообороте между Казахстаном и Россией составляла 28 процентов, то в 2023 году показатель дошел до 38 процентов, в 2024-м — 34 процентов.
Рост происходит на фоне введенных Западом в ответ на вторжение в Украину санкций. Однако утверждать, что российские компании покупают доли в казахстанских аэропортах для обхода санкций, нельзя.
В Казахстане правил по долям владения аэропортами нет
С начала войны Россия сталкивается с проблемами в авиационной отрасли, западные производители отказываются поставлять запчасти для самолетов. Из-за угрозы воздушных атак рейсы в российских аэропортах задерживаются. Многие иностранные авиаперевозчики отказались от полетов в Россию и через ее территорию.
"Они (россияне. — Ред.) могут регистрировать компании за рубежом и от их имени выступать инвесторами в компаниях, управляющих и владеющих аэропортами в других странах. Это зависит от местного законодательства. У каждой страны свои законы. Есть органы, регулирующие долю иностранных инвесторов. В Казахстане правил по долям владения аэропортами нет. Нет конкретной позиции", — считает Кекилбаев.
Нельзя отдавать аэропорты кому попало
В настоящее время власти Казахстана ищут инвестора для нового аэропорта Туркестана. Интерес к нему проявляла вьетнамская компания, но затем отказалась от участия. Авиационный эксперт Абыл Кекилбаев говорит, что условия договора с инвесторами должны быть открыты, а их обязательства — чётко очерчены.
"Нельзя отдавать аэропорты кому попало. Если даже такие крупные авиакомпании, как VietJet, не смогли увидеть прибыль, то как маленькая компания, у которой два с половиной самолета, справится с задачей? Мы часто спешим передать ответственность — иностранным или местным инвесторам, но не учитываем их компетентность, — подчеркивает эксперт. — Понятно, что компании, управляющие аэропортами Лондона или Франкфурта, к нам не пойдут. Но и просто так раздавать аэропорты неправильно. Порты нужны акиматам, нужны для развития туризма и пассажирских перевозок. Один доллар инвестиций, вложенный в аэропорт, может принести 7-10 долларов. Порты важны и для военных нужд. Поэтому важно привлекать компании с именем. Потому что завтра нам придется возвращать инвестиции. Кто будет отвечать за ошибки? Должны ли мы исправлять их ошибки своими налогами?"
По официальным данным, в Казахстане 20 аэропортов республиканского и областного значения. Половина из них государственные, остальные — в руках местных и зарубежных инвесторов.