Ссылки

Новость часа

"Их не могут ударить дубинкой – это им вменяется в вину?" Специалист по семейному праву о попытке отнять детей после митинга


Еще одна семейная пара, пришедшая на акции протеста из-за выборов в Москве, рискует лишиться детей. Петр и Елена Хомские вышли на улицу третьего августа с двумя дочерьми в колясках. "Умышленно допустили нахождение дочерей рядом с толпой митингующих и сотрудников правоохранительных органов в целях предотвращения своего возможного задержания. сотрудниками полиции", – так расценила их действия Никулинская прокуратура.

Накануне Хомские рассказали Настоящему Времени, как узнали об иске и что намерены предпринять, а в эфире программы "Вечер с Тимуром Олевским" адвокат Антон Жаров, специализирующийся на семейном праве, объяснил, почему требование лишить эту семью прав – необоснованное с точки зрения закона и практики.

Специалист по семейному праву о попытке отнять детей после митинга
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:35 0:00

"Люди, которые пишут в суд, решают какие-то другие задачи"

— Основанием для лишения родительских прав является совершенно определенный набор действий граждан. Если вы по отношению к своим детям не осуществляете родительские обязанности, не кормите их, жестоко обращаетесь и так далее – условно говоря, либо пьете, либо бьете. Тогда вас могут лишить родительских прав.

В ситуации, когда совершенно приличная – я видел фотографию в "Коммерсанте", семья с детьми, ребенок сидит у папы на голове, дети за ручку идут с мамой и папой – здесь никаких оснований нет. Уже даже по одной фотографии видно, что это абсолютно не наша категория дел.

Дело в том, что люди, которые сейчас, видимо, пишут иски о лишении родительских прав, не занимаются на самом деле вопросами детей. В московской прокуратуре есть специальное подразделение, отдел по делам несовершеннолетних – он по-другому называется, но смысл в этом. Эти люди в курсе, что несовершеннолетние и их права защищаются вот таким способом. А те люди, которые сегодня пишут в суд, решают какие-то другие задачи. И, разумеется, эта задача никак не похожа на защиту прав несовершеннолетних, это про что-то про другое.

Мне кажется, это не от большого ума написанное исковое заявление, и, разумеется, суд, если будет руководствоваться законом, должен его оставить без удовлетворения и, может быть, даже не принять. Но дело не в этом.

"Ждать проблем со всех сторон". 1930-е годы и цитаты из Владимира Путина

— Конечно, это опасная тенденция и, конечно же, родителям нужно задумываться о том, что происходит. Но здесь нужно понимать, что одними детьми дело не ограничится. А что, на работу не ходили, вопросы через работодателя не задавали? А что, по учебе проблем не обещали? Это что, правовые вещи? Нет ведь тоже. Поэтому здесь, как мне кажется, нужно ждать проблем со всех сторон, если уж эта система, этот трактор на гусеничном ходу поехал.

Я здесь всегда вспоминаю 30-е годы [прошлого века]. Гордиться там нечем, детей, конечно же, после того, как родителей сажали в тюрьму, забирали в детский дом, но даже в те времена не создавали ситуацию, когда детей брали в заложники или лишали родительских прав родителей. Был другой механизм, дети немножко страдали за родителей, хотя даже наш усатый товарищ – и тот произносил, что сын за отца не отвечает.

И более того я хочу сказать, не сравнивая здесь ни в коей мере: Владимир Владимирович тоже неоднократно говорил, что семью трогать нельзя. Мне кажется, это как раз тот случай, когда стоит процитировать руководителя нашего государства.

"Лишить родительских прав очень сложно"

— Лишение родительских прав – это мера ответственности родителей на сегодняшний день. И крайняя мера защиты прав детей. Когда ничто другое не работает. [Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений] Бунимович прояснил эту ситуацию. Она давно известна юристам, но он еще раз сказал: это мера крайней ответственности родителей, когда уже ничего не помогает.

Есть в Москве, например, специальная комиссия, которая разбирается с разными проблемными случаями в семейных ситуациях, в которую входят и Бунимович и я, ваш покорный слуга. И я хочу сказать, что всегда встает десять тысяч вопросов. А что орган опеки сделал до того, как обратиться в суд с лишением родительских прав? Эти вопросы разбираются, и люди имеют бледный вид и макаронную походку.

А здесь – кому задавать вопрос? Кто и что должен был сделать до того, как выходить в суд за лишением родительских прав, чтобы как-то смягчить? И что он должен был смягчать? Минуточку! Мама с детьми и папа гуляют по центру Москвы. Их не могут ударить дубинкой – это им вменяется в вину? Это какой-то бред.

Вообще лишить родительских прав очень сложно, это дело очень сложной категории. Даже когда мы видим, что ребенку плохо в этой семье или с этим конкретным родителем или родитель десятилетие не занимается никак ребенком – и в этой ситуации суды и, кстати говоря, прокуратура довольно часто стоят на позиции "давайте дадим еще последний шанс". И не лишают родительских прав: ограничивают или просто предупреждают о необходимости изменить свое поведение. Но в любом случае это очень непростая категория дел. И в данной ситуации, еще раз говорю, это абсолютно точно не те люди, которых надо лишать родительских прав. Нет там этих оснований для такой крайней меры.

По теме

XS
SM
MD
LG