Индийские НПЗ перестали покупать российскую нефть и, как ожидается, не возобновят закупки ради торгового соглашения с США, пишет Reuters со ссылкой на источники. По данным агентства, большинство крупных индийских переработчиков с марта отказались от закупок российской нефти, кроме трех компаний, которые ранее запланировали на март некоторые поставки. Однако эти три компании не принимают предложений от трейдеров о новых отгрузках в марте и апреле. Источники Reuters утверждают, что от подобных сделок индийские нефтетрейдеры собираются отказаться на длительное время. Это поможет Нью-Дели заключить торговое соглашение с Вашингтоном.
В комментарии Reuters представитель индийского МИДа заявил, что "диверсификация источников энергии в соответствии с объективными рыночными условиями и меняющейся международной динамикой" в интересах Индии.
О том, что Индия перестанет покупать российскую нефть заявил президент США Дональд Трамп после разговора с премьером Индии Нарендрой Моди. "Он согласился прекратить закупки российской нефти и покупать значительно больше у Соединенных Штатов и, возможно, у Венесуэлы. Это поможет прекратить войну в Украине, которая идет прямо сейчас, унося тысячи жизней каждую неделю", – сказал американский президент.
Седьмого февраля Трамп подписал указ, отменяющий дополнительные пошлины в 25 процентов в отношении товаров из Индии, введенные из-за закупок Индией российский нефти. При этом пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявлял, что в Москве не слышали никаких заявлений Нью-Дели о планах прекратить закупку нефти у Москвы.
Не комментировали в Кремле и доклад близкого к властям Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Аналитики этого центра пишут, что в России уже зафиксирован банковский кризис. Под системным банковским кризисом аналитики понимают ситуацию, при которой доля проблемных активов банковской системы превышает 10 процентов, клиенты изымают со счетов и депозитов значительную долю средств, а для предотвращения последствий необходимо проводить национализацию значительной части банков, или же масштабную докапитализацию.
По данным российского Центробанка, на конец октября проблемными были более 11 процентов корпоративных кредитов и шесть процентов розничных. Как сообщила газета The Washington Post, чиновники финансового блока российского правительства предупредили Владимира Путина о наступлении масштабного экономического кризиса к лету.
Российские банки о господдержке пока не просили. Но льготный кредит у государства запросила крупная строительная компания "Самолет". О кредите в письме премьер-министру Михаилу Мишустину попросила гендиректор компании Анна Акиньшина. Как утверждают источники RTVI, она пишет, что проблемы у "Самолета" возникли после отмены льготной ипотеки и из-за высокой ключевой ставки Центробанка.
О ситуации мы поговорили с доктором экономических наук Игорем Липсицем.
– Есть ли у России альтернативные покупатели нефти, если Индия действительно надолго прекратила закупки?
– У России до сих пор было два крупных покупателя – Индия и Китай. Они забирали больше 80 процентов всего экспорта. Если сейчас отпадет Индия, то неизвестно, захочет ли Китай перехватить весь объем, который шел в Индию. Даже если они попытаются это сделать, то они будут выбивать гигантские скидки. Тогда это будет практически убыточная торговля. Картина именно такая. Других крупных покупателей просто в мире не существует. Никуда больше российскую нефть деть невозможно. Поэтому Россия будет полностью во власти Китая. Но Китаю тоже огромное количество нефти не нужно, потому что Китай тоже меняет свою энергетику и переходит на электротранспорт. Основной потребитель нефтепродуктов – это автомобильный и морской транспорт. Поэтому картина для России становится достаточно трагичной. Главная отрасль российской экономики оказывается никому не нужной. Звучит довольно страшновато, но Россия завела себя в этот тупик. И выхода из него пока не видно.
– Насколько это ударит по российской экономике в целом?
– Это сильно ударит, потому что российский бюджет – это не просто какие-то мелкие государственные траты и огромные траты на войну. Это гигантский источник денег для всей экономики. Экономика России очень сильно зависит от государственных закупок. В России огромное количество людей работает на государство. И тот финансовый кризис, который накатывается сейчас на Россию, довольно быстро приведет к тому, что многие бюджетники регулярно перестанут получать заработную плату. А дальше это докатится и до пенсий.
Сейчас опубликована статистика дефицита бюджета. Он в России складывается из трех компонентов. Есть федеральный бюджет, есть региональный бюджет, есть социальный фонд, который выплачивает пенсии. Социальный фонд в России обычно достаточно дефицитный, ему не хватает денег, ему федеральный бюджет добавляет, поэтому это можно складывать вместе. Насколько можно смотреть по статистике Министерства финансов, то у них суммарный дефицит около восьми триллионов рублей. Это огромные деньги. Их можно попытаться напечатать, что, собственно, и делает правительство России. Но эти деньги выбрасываются на рынок, возникает огромная инфляция. Инфляция съедает покупательную способность даже прибавленных зарплат. Ты получаешь зарплату, но с каждым месяцем становишься все беднее. И выхода из этой беды для России нет, потому что нет никаких других источников, кроме нефтянки и денег населения. Теперь становится вполне реальным обсуждение конфискации сбережений населения, замораживания или ограничения выдачи денег со счетов. Это теперь не странная гипотеза, а реальный выход. Это напоминает СССР 90-х годов, когда правительство полностью забрало все сбережения населения и пустило на покрытие дефицита бюджета. Сейчас примерно такая же картина в России.
– Один из крупнейших застройщиков России, группа компаний "Самолет", обратился к государству с просьбой предоставить льготный кредит. О чем говорит этот факт?
– Это не просто крупная, это крупнейшая компания. Всегда было ощущение, что у "Самолета" такие крупные, серьезные люди в верхах, что компании ничего не будет. Года два назад мне на голубом глазу объясняли, что там все настолько крепко схвачено, настолько хорошо организовано, что у "Самолета" никогда никаких проблем не будет. А я еще года два назад говорил, что в российском стройкомплексе назрел пузырь и кончится это большой бедой. И вот этот пузырь теперь начинает лопаться. Пострадает огромное количество людей, которые вложились в новую недвижимость. А теперь выяснится, что строители не могут это достроить. А дальше начинается обрушение, потому что мы уже видим, что резко сократились объемы строительных работ в Российской Федерации. Число закладываемых новых объектов упало уже на 25 процентов. Это отразилось на всей промышленности строительных материалов. Цементная промышленность начала закрывать заводы, потому что не нужно столько цемента. В беде точно так же оказывается черная металлургия, потому что для российской черной металлургии главный покупатель – строители. А строители прекращают покупать металл. Все больше отраслей российской экономики, кроме военно-промышленного комплекса, в беде. Они в катастрофе, они просят деньги, они угрожают банкротством.
– Государство будет поддерживать строительный бизнес и покупателей квартир, которые уже вложились, но не получили жилье?
– Всегда была точка зрения, что обязательно будет поддерживать, не бросит. Но нет. Как только поступило это заявление от "Самолета", тут же была безумная реакция даже не в правительстве, а в Госдуме. Им сказали: "Сами виноваты, сами дыру создали, сами деньги растратили. В чем мы будем вам помогать?" Дело не в том, что 50 миллиардов рублей – это большая сумма. Дело в том, что как только ты дашь эту сумму "Самолету", тут же пристроится безумная очередь таких же падающих компаний с криком: "Дай мне тоже". То есть, возникнет прецедент, а это очень опасно для России. Поэтому Госдума сразу сказала: "Нет. Умерла, так умерла. Мы денег вам не дадим". Их сначала обескровили, лишив льготной ипотеки, а теперь, судя по всему, не дадут поддержки. Они начнут банкротиться, как это произошло в Китае.
– Какие еще отрасли окажутся под ударом? Банковская?
– Конечно. Банки очень активно вложились в строительство. Они кредитовали эти дома, они все построены за счет банковских кредитов и расчет на то, что когда это продастся, то будет хороший доход в банках. Но если не продается, то не только строители падают, но и банки, которые кредитовали, не могут вернуть деньги. А в России уже начался банковский кризис, уже 10 с лишним процентов проблемных кредитов. Если сейчас начнут сыпаться девелоперы, то нужно будет эмитировать огромную массу денег, чтобы спасти банки от краха. А это уже угроза перехода инфляции в гиперинфляцию. Это тотальная беда для всей экономики России.