Киевские власти сообщают, что уровень потребления электроэнергии в городе остается высоким, а ситуация со светом – критическая: электричества нет большую часть суток. Кроме того, из-за последствий российских обстрелов без отопления в украинской столице остаются около трех тысяч многоэтажных домов. При этом ночью температура опускается до двадцати градусов мороза.
У Антона и Марины двое детей. Чтобы согреть квартиру, они кипятят воду в бидоне на газовой плитке. "Эта зима, наверное, самая тяжелая, – говорит Антон. – Во-первых, я очень озабочен тем, что мерзнут дети. Света либо нет совсем, либо где-то по 18–19 часов. Когда нет света – нет и тепла. То есть квартира замерзает. У нас в той комнате было девять градусов".
"У меня есть еще спальный мешок, спальник швейцарский, очень теплый. Если что – в него ляжем, я детей могу в него положить, – продолжает Антон. – У меня даже была мысль, что если что, то прямо в этой комнате сделаем палатку и этот бидон будет нагревать очень маленькое помещение".
Марина рассказывает, что во время одной из прошлых российских атак младшего сына лечили от пневмонии: "Мы лечили пневмонию, и это был капец. Потому что мы не знали, что нам делать. Холодина, и как его лечить? Согревали, как могли. Одевали и ночью по очереди контролировали, чтобы был одеялом укрыт. Нужно было делать ингаляции. У нас там поначалу EcoFlow (портативная электростанция – НВ) такое было, и я подключала ингалятор. Если сделаешь ингаляцию – то половины EcoFlow сразу нет. И приходилось выбирать. То есть мы вот сделали ингаляцию, и все, хватает там на несколько часов еще [электричества]. Ну, сидели, свечи зажигали".
По всему Киеву действуют пункты обогрева. Внутри слышен шум генераторов, но люди пытаются общаться и поддерживать друг друга.
Тамара – работающая пенсионерка. Она пришла в пункт обогрева, пока дома нет света. "Компьютер дома включить нельзя, то есть работа немножко подождет. Мы здесь зарядимся, нам дадут электроэнергию, и будем дальше работать и жить, как жили. Но эти условия сейчас нас не сломают", – говорит Тамара. И подчеркивает, что уезжать из Киева не собирается:
"Я останусь в Киеве и буду как-то себя к этому готовить. Запас еды есть, консервы есть, так что переживем. Даже если не будет света".
Пока люди согреваются в палатках, аварийные бригады пытаются вернуть в их дома свет. Работать приходится в сильный мороз, иногда круглосуточно.
"Погодные условия вы видите какие сейчас, грунт промерз страшно. Экскаватор может даже с ним не справиться. То есть подключается гидромолот, раскопка усложняется – и время [ремонта], естественно, увеличивается", – объясняет старший мастер компании ДТЭК Иван Дорошенко.
"Кабельные линии повреждаются, но их нужно чинить, чтобы у людей был свет. Мы этим занимаемся несмотря ни на что – ни на мороз, день или ночь", – говорит сотрудник компании ДТЭК Анатолий Ковтун.
Антон и Марина надеются, что отопление в квартире скоро появится, но готовы и к худшему сценарию. "Если будет тотальный блэкаут, если он будет, как нам угрожают, то я конечно вывезу детей в частный дом, где есть тепло и свет", – говорит Антон.
В Киеве продолжают действовать экстренные отключения света. Украинские власти предупреждают, что Россия готовит новые удары по энергетике страны.