Ссылки

Новость часа

"Понимали, что задача – выжить и вернуться домой". История защитника "Азовстали" Петра Мельника: его держали в плену 622 дня


Командир 23-го Мариупольского отряда морской охраны Государственной пограничной службы Петр Мельник 622 дня, то есть почти два года, находился в российском плену. Ему присвоили звание Героя Украины.

Подразделение Мельника воевало в Мариупольском морском торговом порту и с минимальными потерями отразило несколько российских наступлений – в условиях полного окружения города российскими силами, при отсутствии техники, оружия и логистики. 15 апреля 2022 года Мельник вывел из окружения свое подразделение к "Азовстали" – также под интенсивными обстрелами российской армии. После того как Владимир Зеленский отдал защитникам "Азовстали" приказ сдаться, военный попал в российский плен, откуда был освобожден лишь 31 января 2023 года. Эксклюзивное интервью боевого командира публикует украинская служба Радио Свобода.

"Умом мы понимали, но сердцем не верили, что такое возможно"

На пальце у Петра Мельника сверкает новенькое обручальное кольцо и во время разговора он постоянно бросает на него взгляд. Он рассказывает, что когда попал в плен, у него отобрали кольцо и сорвали крестик с цепочкой. Эти вещи ему так и не вернули.

"Купили точно такое же кольцо, которое мне надела на палец жена во время нашей свадьбы. Люблю свой статус женатого мужчины, и без кольца я чувствовал себя немного неуверенно, – говорит Петр. – Потому что это словно частичка моей жены возле меня, воссоединение семьи. Такие вещи имеют сакральное значение для каждого человека".

Петр с детства хотел стать военным, как его отец. Он окончил Киевский лицей имени Богуна, учился в Пограничной академии. В 2014-2015 годах участвовал в боевых действиях на Донбассе, это был его первый боевой опыт. В 2019 году был назначен заместителем командира 23-го отряда морской охраны Госпогранслужбы и отправлен в Мариуполь.

Петр говорит, что во время службы имел возможность наблюдать, как меняется город: как там строятся детские площадки, развиваются парки, как Мариуполь становится атмосферным и ярким. Те, кто остался во временно оккупированном Донецке, могли сравнивать оккупированный Россией Донецк и Мариуполь, и эта разница просто была поразительной, отмечает военнослужащий.

Мельник говорит, что чем ближе было 24 февраля 2022 года, тем больше военные осознавали, что война с Россией неизбежна. Но даже в воображении они не могли спрогнозировать трагическое развитие событий и представить, что через несколько дней Мариуполь будет в руинах. Что на улицах будут лежать мертвые тела взрослых и детей, которые не будут убирать, рассказывает военный.

"Никто уже тела не прятал. Умом мы все понимали, но сердцем не верили, что такое возможно вообще. Никто не думал, что враг прибегнет к такому полномасштабному нападению", – признается он.

Родные Петра выехали из Мариуполя 25 февраля 2022 года. Мельник вспоминает, что с облегчением выдохнул, когда узнал, что они доехали к его маме в Шепетовку (город в Хмельницкой области Украины).

В первые дни полномасштабной войны отряд морской охраны принимал непосредственное участие в оборонительных боях за Мариуполь, а вскоре – и в боях за "Азовсталь". С 3 марта 2022 года Петр Мельник возглавил отряд, в котором служил.

"Раненых доставляли лодками с "Азовстали" под постоянными обстрелами"

"Мы охраняли акватории Азовского моря, пока не поняли, что корабельно-катерный состав Российской Федерации превосходит наши силы и фактически украинские корабли не смогут дать адекватный ответ, – рассказывает Петр Мельник. – 26 февраля наши корабли были на берегу, на местах постоянной дислокации. В дальнейшем мы вели наблюдение за морем, отслеживали надводную обстановку, охраняли побережье моря в городе. А потом, учитывая развитие боевых действий, отряд морской охраны, как другие военные подразделения, участвовал в обороне города как пехотное подразделение".

Петр Мельник в Мариуполе после начала войны
Петр Мельник в Мариуполе после начала войны

Военный вспоминает, что с каждым днем осады в Мариуполе было все больше погибших и раненых. Военнослужащие 23-го отряда морской охраны эвакуировали тяжелораненых катерами к вертолетам. Сухопутное сообщение с "Азовсталью" уже было под контролем российских войск, и раненых вывозили по воздуху и морем.

Экс-командир "Азова" рассказывает о попытках спасти военных с "Азовстали"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:10:14 0:00

По официальному сообщению ГУР, к спасательной операции защитников Мариуполя на "Азовстали" было привлечено 16 вертолетов: экипажи летали один раз парами, на одну из миссий – сразу четыре борта. Это были Ми-8 и Ми-24. Операция по эвакуации длилась с 21 марта по 11 мая 2022 года.

"Пилоты вертолетов появляются, преодолевают участок над оккупированной территорией, пролетают под носом врага и, конечно, начинается ответная реакция россиян. Место посадки вертолетов они вычисляли и начинали интенсивные обстрелы. В таких условиях все проходило, – рассказывает Петр Мельник. – Вся эта эвакуация происходила очень быстро: тяжелораненых бойцов заносили на носилках, у кого-то не было конечностей, у кого-то – ранения брюшной полости".

"Раненых доставляли лодками с "Азовстали". Все действия проходили под обстрелами: как из стрелкового оружия, так и минометного, артиллерийского, работала авиация. У побережья, на расстоянии 9-10 миль от берега, были вражеские десантные корабли", – подчеркивает он.

15 апреля – второй день рождения

Самым тяжелым для подразделения был переход в ночь с 14 на 15 апреля к "Азовстали". Военнослужащие передвигались с позиций, в том числе с судоремонтного завода, по городу, который уже был под контролем российских войск. Противник, добавляет он, не ожидал такого от украинских бойцов. Но, поняв, что происходит, начал бить по отряду изо всех видов вооружения.

"Мы сформировали колонну и выходили, все подразделения, которые в то время осуществляли оборону города в Приморском районе Мариуполя. Это было мое подразделение, первый пограничный отряд, военнослужащие 36-й бригады, "Азова" и многие другие, – рассказывает Петр. – Мы шли в направлении "Азовстали". 15 апреля для каждого из нас, кто совершил этот переход, – второй день рождения. Расстояние небольшое – пять-семь километров, но самое тяжелое из всех. Пути назад не было, вокруг взрывались мины, которые попадали в наши транспортные средства, были раненые и погибшие, а назад дороги нет".

"Мы передвигались обычными автомобилями, потому что вся военная техника, которая была в нашем подразделении, просто была уничтожена. И мое подразделение с минимальными потерями дошло до "Азовстали". Это одно из самых страшных воспоминаний для моих побратимов", – говорит военный.

15 апреля, когда украинские бойцы таки добрались до "Азовстали", завод напоминал ужасную картинку времен Второй мировой войны. С каждым днем, говорит боец, российская армия все интенсивнее обстреливала территорию предприятия.

Завод "Азовсталь"
Завод "Азовсталь"

Когда командир услышал приказ Зеленского выходить из "Азовстали", то понимал, что российский плен – это единственный путь сохранить жизнь его солдат.

"Я переживал очень по поводу этого выхода, потому что не понимал, куда мы выходим. Но я очень хорошо знал нашего врага, – говорит Петр Мельник. – Ощущения были двоякие, потому что эта неизвестность о плене не давала покоя. Я догадывался, что нас ждет, что плен – это несладко. Но пока ты в нем не будешь, не почувствуешь, ты ничего не понимаешь. Даже не можешь представить, что это".

20 мая 2022 года он в числе других бойцов вышел из "Азовстали". Позвонил жене и сказал: "Люблю". Петр говорит, что верил, что непременно встретится с ней снова. Ждать пришлось 622 дня – более 20 месяцев. Плен, говорит он, оказался в реальности намного ужаснее, это "невозможно представить в самом ужасном сне".

"Каждый из нас в плену открыл навыки кулинара в своей голове"

Четыре месяца Петр провел в лагере в Оленовке (Еленовке).

"Мы проживали отдельно от "Азова", – рассказывает он. – Перенаселенные бараки, которые были рассчитаны на 100-150 человек, а жили там 400-500. Кроватей не хватало. У кого были спальники с "Азовстали", спали на них. Проточной воды не было. В бараке стояла емкость на 300-500 литров. Пожарная машина привозила воду, и пожарные говорили, что набирали ее просто из какого-то озера или пруда".

Украинские военнослужащие, которые держали оборону "Азовстали", во время перевозки в пгт Оленовка (Еленовка) в Донецкой области, 17 мая 2022 года
Украинские военнослужащие, которые держали оборону "Азовстали", во время перевозки в пгт Оленовка (Еленовка) в Донецкой области, 17 мая 2022 года

Допросы в Оленовке, говорит, сначала проводили представители России.

"Они пытались донести нам, убедить в том, что Украины не существует, что мы делаем плохое дело, больше хотели унизить нас морально", – вспоминает Петр.

30 сентября 2022 года около 150 украинских военнопленных, в том числе и Петра Мельника, этапировали в следственный изолятор в Россию. Там, рассказывает украинский военный, жестокость была ежедневной.

"Нас обыскали. После чего руки и глаза заклеили скотчем, забросили нас в КАМАЗы. Мы не понимали, куда, что, как нас везут. После этого перегрузили в самолет. Два часа перелета. Я понимал, что это не обмен, а следующий этап, новое место содержания", – рассказывает Петр.

Военнопленные содержались в СИЗО в маленьких камерах на шесть человек, где было круглосуточное видеонаблюдение. Питание было трехразовое, но порции были очень маленькие, еды не хватало.

"Был доступ к воде в камере, и я, чтобы не испытывать голод, обманывал организм – пил больше воды. У россиян так настроена карательная система, чтобы ты жил, чтобы было кого обменять. Постоянно были мысли о еде. Каждый из нас в плену открыл навыки кулинара в своей голове, теоретически", – говорит об условиях в российском плену Петр Мельник.

Окно в камере СИЗО в России, где его содержали, было закрашено, чтобы военнопленные не видели неба. Физическими упражнениями заниматься было нельзя: позволялось сделать лишь несколько шагов по маленькой камере. Все разговоры пленных прослушивались.

"Жизнь в плену – в полнейшем информационном вакууме, мы ничего не знали об Украине. Психологическое давление было постоянное как в общении, так и в самой организации режима, – рассказывает Петр. – В каждой камере висело на дверях радио, и круглосуточно, с подъема до отбоя, играла российская патриотическая музыка, гимны. Также они делали голосовую нарезку о событиях в Украине, с их точки зрения. Это "давило на голову". Раз в неделю выдавали книги времен Второй мировой войны, СССР. Во время общения или на допросах подчеркивали, что "Украины нет", что они "завоевали всю Украину".

На вопрос, что помогало командиру все это выдержать, он отвечает: "Постоянная работа над собой. Во-первых, мы понимали, что все то, что нам приходится слышать, – это все неправда, потому что так не может быть. Мы верили и знали, что работа проводится, чтобы вытащить нас из плена. Мы понимали, говорили с ребятами, что наша задача – выжить, сохранить максимум как физического, так и ментального здоровья, чтобы вернуться домой, потому что нас там ждут".

Дважды на обмен

Петра Мельника дважды возили на обмен. Первый раз это произошло 23 января 2024 года. Ему выдали одежду, этапировали в автозаке, заклеили скотчем руки и лицо, пересадили в автобусы и передали военным. Но через несколько дней украинцам сообщили, что обмен не состоится, и вернули пленных в СИЗО.

Мельник не сообщает, что было причиной срыва обмена, но, по всей видимости, это было связано с катастрофой российского самолета Ил-76, который был сбит под Белгородом:

"Мыслями мы были уже дома. Это был очень большой шок, на самом деле. На следующий день тех, кого возили на обмен, вызвали на допрос и сообщили, что сбит Ил-76 и, по их версии, на борту были украинские пленные. Мне лично включили запись российских новостей, где говорили, что при подлете к аэропорту Белгорода 24 января был сбит российский военный самолет Ил-76, на борту которого были 65 военнопленных. Перед этим, где-то 23-24 декабря, россияне проводили очень интенсивную работу в СИЗО, чтобы нас побудить остаться в России, перейти на их сторону. И 25 января, опять же, нас агитировали", – говорит Петр.

30 января 2024 года его снова повезли автозаком, но на этот раз уже на обмен. Он ступил на землю Украины 31 января 2024 года.

Украинские военнопленные после обмена 31 января 2024 года
Украинские военнопленные после обмена 31 января 2024 года

"Это ощущение счастья! Находясь в плену, каждый из нас мечтает об этом, конечно, визуализирует свои мысли. Но реально в жизни это не так, как в воображении. Я увидел флаг – и ощущение облегчения. Это как пружина растягивалась, и потом отпустили – и она стянулась. Понимание того, что ты дома, что увидишь своих родных, что ты на родной земле и ты свободен! Здесь воздух другой. А еще понимаешь, что физически и ментально ты уже другой человек. Все по-новому: новые вкусы, новые звуки, новое ощущение", – говорит Петр Мельник.

Сейчас он проходит реабилитацию и хочет вернуться на военную службу.

Материал полностью на украинском языке можно прочитать на сайте украинской службы Радио Свобода.

XS
SM
MD
LG