Ссылки

Новость часа

"Не считаю эти заявления паникой". Экс-представитель НАТО в России – о подготовке Европы к большой войне с армией Путина


Экс-представитель НАТО в России – о подготовке европейских стран к будущей большой войне с армией Путина
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:51 0:00

Экс-представитель НАТО в России – о подготовке европейских стран к будущей большой войне с армией Путина

Военное руководство Швеции призвало граждан страны морально готовиться к войне. И это далеко не первая европейская страна, где звучат такие призывы: ранее схожие заявления были в Германии, Бельгии, Нидерландах, Чехии, не говоря уже о странах Балтии и Польши. Главная угроза исходит из России. Главнокомандующий бельгийской армии говорил, что не исключает, что воюющий в Украине Кремль может открыть в Балтии второй фронт. Военное руководство Нидерландов пошло еще дальше: там прозвучал призыв к гражданам запасаться едой и водой. А министр обороны Швеции выразил обеспокоенность тем, что модернизация системы гражданской обороны страны происходит недостаточно быстро, учитывая угрозу нападения России.

Готовится ли Европа к большой войне и возможна ли он? Настоящее Время спросило об этом Роберта Пшеля, старшего научного сотрудника фонда Pulaski, бывшего польского дипломата и экс-представителя НАТО в России.

– Как вы оцениваете вероятность появления нового фронта уже в Европе? И как стоит относиться к заявлениям политиков разных стран? А их довольно много сейчас.

– Идет конфронтация России против коллективного Запада. Если говорить про войну в Украине, мы видим, как важны боеприпасы и техника. На это нужны деньги. А в каждой нормальной цивилизованной стране здравоохранение и образование считаются самыми приоритетными.

Если посмотреть на расходы на оборону в таких странах, как Польша, Эстония, Литва, Латвия, Финляндия и теперь уже Швеция, они понимают исходящую от России угрозу. И здесь речь идет о том, чтобы сделать все что возможно, чтобы быть готовым на всякий случай. Это имеет значение с точки зрения, например, поставок боеприпасов Украине, но имеет значение и с точки зрения коллективной обороны. И это задача тех людей, которые отвечают за безопасность.

Хотел отметить, что первый министр, который сказал о том, что нельзя вообще не говорить про войну, это был министр, который отвечает за гражданскую безопасность. Почему это важно?

Потому что такие страны, как Швеция или Финляндия, отлично знают, как важна мобилизация в разных аспектах. Сегодня хотя не идет горячая война России против стран НАТО, Запада, но идет гибридная война, включая, например, разные кибератаки, использование мигрантов на границе. Все это уже идет. Поэтому я не считаю такие заявления безумной паникой, а ответом на то, что нужно сделать, чтобы в обществе разных стран, у которых есть разные приоритеты, было понимание, что нужно больше расходов на оборону, и лучшее понимание этих угроз, которые стали, к сожалению, реальными.


– Понятно, что идея создания в Европе единой европейской армии не нова, но снова об этом говорят. Глава МИД Италии сеньор Таяни снова об этом заговорил, несмотря на то, что его страна в НАТО. Насколько вероятно, что у Европы появится единая армия?

– Я это считаю абсолютно маловероятным. У НАТО тоже нет единой армии. Это так не работает. Это записано практически в конституции каждой из стран, что страна отвечает за свои войска. Речь идет об уровне готовности европейских стран. Прежде всего это НАТО, которое является инструментом, платформой коллективной обороны. Речь идет о том, чтобы европейские страны могли взять на себя больше ответственности, чтобы как бы это все не было всегда на плечах наших американских друзей. Хотя американская роль остается ключевой. Также здесь речь не идет, по-моему, это очень часто вырывают из контекста, я себе не представляю такой возможности, что значит – европейская армия? Такого никогда не было, может быть, коалиция. А постоянная коалиция – это НАТО.

Другой элемент – это, конечно, то, что нужно сделать, и это происходит. Например, сотрудничество между НАТО и Европейским союзом, потому что есть разные европейские инструменты, которые можно использовать, включая финансовые, чтобы снова повысить уровень готовности с точки зрения тех же самых военных сил, но также того, что мы называем широкой системой безопасности. А если мы к этому добавим какие-то переживания европейцев, что может произойти, если бы так получилось, что Трамп снова выиграет выборы в США, тогда это означает, что европейцам нужно уже сегодня делать больше. Но это не означает абсолютно, что будет устроена какая-то европейская или даже натовская армия. Такого просто не существует в природе. Речь идет о сотрудничестве, речь идет о самом главном – расходах.

XS
SM
MD
LG