Ссылки

Новость часа

В Украине показали фильм о харьковчанине Леониде Станиславском – старейшем теннисисте планеты


Герои "Седовласых игроков" (Silver Servers, реж. Дэн Лобб, Великобритания), спортсмены пожилого возраста – француженка Этти (82 года), американцы Кинг (85) и Джон (87) – прибывают на чемпионат мира среди ветеранов тенниса в Хорватии. Однако особое внимание здесь привлекает четвертый герой, украинец Леонид Станиславский: утратив жену, он начал активно играть в 90 лет, на момент съемок ему было 95, а сейчас ему 99 – и он записан в Книге рекордов Гиннесса как старейший в мире теннисист, участвующий в международных соревнованиях.

Лобб показывает, что заставляет этих пожилых людей продолжать играть и соревноваться, рассказывает об их семьях. Теннис, по сути, поддерживает в них жажду жизни. И их соревнования – чрезвычайно увлекательное зрелище.

Режиссер представлял фильм вместе с 97-летним теннисистом Леонидом Яковлевичем, который упражнялся с ракеткой и рассказывал, что делает сейчас. Из-за постоянных обстрелов Харькова он живет и тренируется в Тракае, в Литве. Недавно ездил на ветеранский турнир в Австралию, встречался там со звездами тенниса и вместе с ними собрал 500 тысяч долларов для Украины. А еще по предложению Станиславского Международная федерация тенниса создала новую возрастную категорию для соревнований – 90+, и там украинец уже выиграл серебряную и бронзовую медали.

Дэн Лобб – британский теннисист и телеведущий, наиболее известный как один из ведущих утренней программы Daybreak на канале ITV с 2010-го по 2012 г. В 2015 г. начал работать соведущим программы Cowboy Builders на Channel 5. Кроме того, Лобб неоднократно сотрудничал с Wimbledon Broadcasting Services как комментатор Уимблдонских турниров. "Седовласые игроки" – его кинематографический дебют.

Мы поговорили с Дэном о том, как он создал столь необычный фильм, и о его отношениях с героями.

Дэн Лобб
Дэн Лобб

– Дэн, какие у вас ощущения от украинской премьеры?

– Я впервые находился в кинотеатре со зрителями, которые смотрят мой фильм. Так что мне это даже казалось несколько странным. Но, должен признать, мне очень приятно было видеть много молодых людей. Фильм об очень пожилых людях, но я надеюсь, что послание, которое содержится в нем, воспринято всеми. Леонид хочет продолжать играть, путешествовать и соревноваться. Поэтому я пытаюсь найти больше средств, больше финансов, чтобы Леонид мог ездить и играть в этих турнирах. Все хотят, чтобы он был там. Так что мы постараемся это сделать.

– Как у вам появилась идея этого фильма?

– Я занимаюсь теннисом большую часть своей жизни, и я был на турнире, разговаривал с судьей, моим другом, и спросил его: что дальше? Он сказал, что собирается пойти судьей на турнир для пожилых. Рассказал мне о турнире для возрастных игроков, а я и понятия не имел, что он существует. И сразу же подумал, что это прекрасная возможность найти удивительных людей и рассказать их истории.

– Можете ли вы рассказать о своих чувствах во время съемок? О чем вы думали, когда общались с этими людьми?

– Моя цель состоит в том, чтобы попытаться научиться у этих людей чему-то. Для меня было большой честью посетить их дома, путешествовать с ними. Считаю каждого из них своим другом. Так что процесс создания фильма был для меня очень счастливым. Так и должен чувствовать любой режиссер-документалист, ведь он получает привилегию быть допущенным в миры этих людей. Честность и доброта моих героев были необыкновенными. И Леонид – хороший пример.

Как вы, возможно, видели, большая часть их жизни проходит в моменте. Им приходится планировать, конечно, но они стараются быть в настоящем и делать все, чтобы наслаждаться каждым днем. Я думаю, что это сильное послание. Знаете, я бы хотел научиться жить сегодняшним днем. Рядом с этими людьми я чувствовал себя молодым, что было для меня очень приятно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

– А когда вы увидели Леонида, каким было ваше первое впечатление?

– Леонид вел очень простую жизнь в Харькове, но был счастлив. Мне кажется, что я влюбился в него в первые пять минут. Он немного стеснялся своего дома, но после нескольких часов знакомства со мной и оператором Ребеккой захотел пригласить нас к себе домой, в свою крошечную квартирку. И это было особенным событием. Думаю, для большинства украинцев это то, что вы хотите сделать: пригласить друзей в свои дома.

– Заметили ли вы какие-то особенности характера, различия в менталитете украинцев по сравнению с представителями других стран?

– Я постараюсь не быть слишком эмоциональным, отвечая на этот вопрос. Думаю, что для всех в мире изменилось то, как они видят украинцев сейчас, они видят их в истинном свете. Мой опыт, когда я снимал Леонида в Харькове, был полон счастья, меня очень приветствовали, все были очень добры, в Харькове была прекрасная атмосфера сообщества, и в тех местах, которые мы посетили с Леонидом, я чувствовал много тепла. Да, украинцы – фантастические люди, вы всегда ими были и будете.

Характер Леонида для меня всегда был таким примером. Его сила, стойкость, его страсть, его самобытность, его любовь к свободе олицетворяют всех украинцев. Поэтому для меня, для Леонида очень важно вернуться сюда и показать этот фильм в Украине. Надеюсь, вы все сможете отождествить себя с этим невероятным человеком.

– Сколько у вас было материала?

– Около 45 часов. И это за два года. Не такая уж большая куча, как обычно в документальном кино, 100-200 часов. В любом случае сovid пришел невовремя.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

– Была ли у вас мысль при окончательном монтаже включить что-то о войне?

– Нет-нет. Процесс монтажа был закончен, и просто не было никакой возможности. Даже добавить текст в конце стоило бы больших денег. Мы и так включили информацию в конце, когда Джон умер, уже потратили деньги на это. Да, я предполагал, что все будут знать о войне, но это было невозможно для нас.

– Это ваш первый опыт в кинорежиссуре. Насколько он изменил вас?

– Это был невероятный опыт обучения. Кто-то однажды сказал, что если ты просто пойдешь и снимешь фильм, то этот опыт будет более ценным, чем учеба в киношколе. И я уже стар, поэтому киношкола для меня не вариант. Так что это правда. Я многому научился, хотя это обучение было очень тяжелым. Но я также хотел бы переснять этот фильм теперь, когда я знаю то, что я знаю. Это очень ценно. Для меня это был урок: не сомневайся, не говори себе "нет", если ты можешь что-то сделать. Если ты можешь попробовать, иди и сделай это.

– Какие режиссерские планы у вас сейчас?

– Я начал еще два проекта, но у меня больше нет денег, которые я мог бы потратить, как на "Седовласых игроков". В этот фильм я вложил свои средства. Теперь все по-другому, и мне приходится искать партнеров по производству, а затем продвигать проекты. И я в первую очередь думаю, конечно, о другом фильме с Леонидом.

XS
SM
MD
LG